Ко Дню снятия блокады Ленинграда сотрудники БИЦ имени Н.Г. Чернышевского приглашают в Литературный кинозал «Жила была девочка» на просмотр художественного фильма «Жила-была девочка», снятого в 1944 году.
Перед просмотром фильма «Жила-была девочка» Вашему вниманию представлен документальный фильм «Блокада Ленинграда» Режиссера Сергея Лозница.
Художественный фильм «Жила-была девочка» режиссёра Виктора Эйсымонта, рассказывает о жизни блокадного Ленинграда и о судьбе двух маленьких девочек Настеньки и Катеньки. Фильм был снят на киностудии «Союздетфильм» по сценарию Владимира Недоброво.
Он сам пережил блокаду и знал всё не понаслышке с необыкновенной трогательностью и любовью рассказал одну из тяжелейших историй двадцатого века, а режиссер Виктор Эйсымонт в перерывах между бомбёжками и авианалётами за полтора года до победы вдохнул в неё жизнь и необыкновенно правдиво положил на пленку.
Сегодня, когда многое известно о ленинградской блокаде, о которой написаны книги и сняты фильмы, есть риск недооценить картину Эйсымонта. Между тем она была одним из первых горьких и убедительных свидетельств о трагической зиме 1941-1942 года. Фильм давал о ней достаточно полное представление. Действительно, в ту страшную зиму все ленинградцы с одинаковым трепетом следили за понижающейся или растущей нормой хлебного пайка, так как от нее впрямую зависели жизни людей; страдали от голода и холода; неотвратимо теряли близких. Те, кто хоть как-то могли передвигаться, отправлялись в изнурительное путешествие на Неву за водой; и равная для всех существовала возможность погибнуть от бомбежки или артобстрела. Это и показано в фильме.
В блокадном Ленинграде от холода и голода ежедневно умирали сотни людей. Старинные здания рушились от немецких бомб, от их ударов исчезли памятники архитектуры города. В фильме показана трагическая гибель обычного ленинградского двора, в котором выросли две девочки, им жаль не разрушенных блокадой квартир, им жаль своего потерянного детства.
Юные актрисы второй половины 40-х годов Натальи Защипиной (5 лет) и Нины Ивановой (10 лет), замечательно справились со своими ролями. Большая заслуга в этом режиссёра Эйсымонта, он открыл в их не только актрис, но актрис со своей темой: твердости и достоинства.
Эйсымонт отлично работал с детьми. Дуэт девочек работал у него просто замечательно. Обе девочки уверенно вели свои партии: Нина — драматическую, а Наташа — комедийную. И обе сошлись вопреки войне в детском, непобедимом и жизнеутверждающем мировосприятии. В начале фильма Настенька пытается помочь взрослым, и своей игрушечной лопаткой роет окоп. Однако дети есть дети – и уже через пару минут она откликается на зов своей подружки Катеньки, и вот уже девочки про помощи той же лопатки лепят куличики.
Война вторгается в беззаботный детский мир Настеньки тревожным ожиданием папиных писем с фронта. В девочке появляются первые признаки преждевременного взросления: отставив в сторону детские забавы, она успокаивает свою маму тем, что письма с фронта не получают многие соседи. В этом эпизоде мать и дочь как будто бы поменялись ролями: измученная тяжелой работой и ожиданием весточки от мужа с фронта, женщина ищет опору в своем восьмилетнем ребенке, и, как ни странно, действительно находит ее.
Война, хоть и страшной ценой, вернула на экран нравственные нормы, неподвластные времени. Потому, вероятно, и живы по сей день наполненные искренним чувством, источающие свет фильмы, песни стихи военных лет.
Картина «Жила-была девочка» резко отличается от других кинолент 30-х годов. И дело тут не только в сюжете. В этой картине в центре внимания оказались извечные ценности человека: семья, любовь, дом, душевная связь между родителями и детьми, дружба и самоотверженность. И, конечно, Родина – однако, не как оплот мощной политической системы, а как дорогой, отчий дом. Этим можно объяснить особую нежность, с которой авторы кинофильма создают портрет Ленинграда. Война вернула на экран человеческие отношения и нравственные нормы, которые неподвластны времени.
Фильм не стал ярким событием в мире киноискусства, однако с успехом был встречен американскими и европейскими зрителями.
Успех к фильму пришел благодаря обаянию и естественности игры девочек. Нет необходимости настаивать на том, чтобы каждый посмотрел его, даже учитывая то, что эта картина просто не может не зацепить человеческую душу, тем более, что и сама тема картины соответствующая. Однако играть на струнах сердца и надрывать свою душу в очередной раз далеко не каждому захочется.
Следует отметить лишь тот факт, что фильм стал артефактом эпохи, а также примером полной и искренней самоотдачи его авторов и актеров. Именно поэтому фильм «Жила-была девочка» заслужил почетное место на полке для «кинолент, которые были сняты не зря».
Фильм 1944 года Виктора Эйсымонта
Спасибо за внимание!
Приятного просмотра!
Мероприятие подготовлено Зарудняя С.А., зав. сектором БИЦ имени Н.Г. Чернышевского