Литературный этюд «Души особая печать»

      Комментарии к записи Литературный этюд «Души особая печать» отключены

К 195-летию со дня рождения русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина 27 января 2021 года сотрудники БИЦ имени Н.Г. Чернышевского предлагают вашему вниманию Литературный этюд «Души особая печать».

    Сегодня мы вспоминаем этапы жизни и  творческое наследие удивительного писателя Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А. С. Грибоедовым, Н.В. Гоголем.

Наследие Салтыкова – Щедрина мы по праву называем классическим. Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остается в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.

Вот и мы сегодня попытаемся осознать этапы жизни, творческое наследие этого удивительного писателя.

15 (27) января 1826 года. В селе Спас – Угол калязинского уезда Тверской Губернии в семье помещиков Салтыковых родился сын Михаил. Однако через 30 лет, в 1856 году, он появился на свет ещё раз, но уже как литератор Салтыков – Щедрин. Тридцать лет, разделяющие эти даты, многое определили в жизни и судьбе русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина. Именно под этим именем он вошел в историю русской литературы.

«Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками, и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем…».

Условия детства Салтыкова содействовали зарождению в нём по крови помещичьего класса. Направление этого движения окрепло в годы пребывания Салтыкова в Царскосельском лицее. В русле этих традиций возникло «решительное влечение» Салтыкова к литературе и вольнолюбию. Он стал писать стихи и много читать.

Первое напечатанное стихотворение было « Лира» ( вышло в свет в 1840 году), потом несколько стихотворений было напечатано в «Современнике» 1843 и 1844 годов.

Всего им было написано 21 стихотворение, среди них стихотворение «Музыка»

В 1844 году Салтыков – Щедрин был выпущен из Лицея и направлен в Канцелярию военного министерства. Тогда же он примыкает к одному из кружков, заседания, которого проходили на квартире Михаила Буташевича – Петрашевского. Благодаря способностям и трудолюбию Щедрина постоянно «повышается в должностях», а также продолжает заниматься литературой.

Друг за другом в 1847 и 1848 годы выходят две его первые повести. Одна из них – «Запутанное дело» — появилось под псевдонимом «Н. Щедрин».

Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным?

В мемуарах сына писателя можно найти одну из версий: «Дело обстояло так. Ему, когда он ещё состоял на государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией».

Но не только настоящая фамилия автора – чиновника, под которой было опубликовано первое произведение, вызвала гнев начальства.

В дневнике чиновника для особых поручений при военном министерстве и одновременно писателя Н.В. Кукольникова читаем: «Неприятная история. Приказано арестовать чиновника» «за какое – то сочинение, напечатанное без ведома начальства». Этим чиновником и был Салтыков, который, по высочайшему повелению, за публикацию повести «Запутанное дело» был сослан на Вятку.

«Вятский плен» был спасением: так, после разгрома кружка Петрашевского, Салтыков – Щедрин, хотя и был привлечён к допросу по делу, наказания за участие в работу кружка не последовало.

Семь с половиной лет опальной жизни, в одном из далёких тогда углов России, оказались нелёгким испытанием для юного Салтыкова. Но из Вятки он вывез огромный запас впечатлений от той глубинной русской жизни, которую нельзя было узнать в столичных кружках. Он вывез и жар негодования к бесправию, бедности и темноте всего низового российского бытия.

Свои наблюдения и чувства Салтыков сразу же по возвращении в Петербург, после смерти Николая I, претворил в художественные образы «Губернских очерков».

В 1855 году указом императора Александра II чиновнику Салтыкову было дозволено «проживать и служить, где пожелает». С 1848 по 1856 годы в литературной деятельности был перерыв. И хотя в 1856 году выходят «Губернские очерки», принёсшие писателю признание и славу, он продолжает служить сначала в Министерстве внутренних дел, а потом вице-губернатором в Рязани и Твери.

Крепостническая Русь изображена писателем во многих произведениях, но цельнее и ярче всего в полу автобиографической «Пошехонской старине» — самой правдивой картине крепостного быта.

В феврале 1856 года Салтыков приступает к работе над циклом «Губернские очерки». Именно с них начинается тот творческий путь, который приведёт Салтыкова, впервые выступившего здесь под маской «отставного надворного советника Николая Ивановича Щедрина, к вершинам его сатиры, — «Истории одного города», « Господам Головлёвым», сказкам.

«Губернские очерки» открыли новый этап в творчестве Салтыкова. На смену утопическим мечтам о несправедливости, юношеским порывам к протесту теперь пришло суровое изображение правды жизни, резкая критика бюрократического аппарата самодержавия. Почти 10 лет (1858 – 1868) Салтыков – Щедрин провёл на государственной службе.

И везде Салтыков не мог стоять в стороне от политической жизни.

Приняв дела в Рязани, Салтыков сразу же заявил чиновникам: «Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа! Очень  слишком даже будет!»

Началась непримиримая борьба со злоупотреблениями чиновников и помещиков.

Салтыков оставался на службе в канун крестьянской реформы и в первые годы после отмены. Это сыграло для его творчества огромную роль, обогатило знанием народной жизни.

В 1868 году писатель окончательно оставляет службу.

1868 – 1881 были годы расцвета творчества Щедрина. В это время он создает большинство самых значительных произведений: «Помпадуры и помпадурши», « Господа Ташкентцы», « Благонамеренные речи» и другие.

Щедрин первым не только в русской, но и в мировой литературе ввёл жанр сатирической хроники, создал новый тип социального романа.

«У нас установилась такое понятие о романе, — говорит Щедрин, — что он без любовной завязки быть не может…

Я считаю мои «Современная идиллия», «Господа Головлёвы», « Дневник провинциала» стали настоящими романами.

Семейная хроника – роман «Господа Головлёвы» показывает обречённость класса эксплуататоров – крепостников.

Продолжает эту тему «Пошехонская старина», в которой живёт вольнолюбивая, гордая душа русского народа.

Последнее десятилетие жизни Щедрина – 80 –е годы – было необычайно тяжёлым для него.

В 1875 году он неизлечимо заболел. Физические страдания не оставляли его ни на один день.

Ещё в 1869 году Щедрин создал три свои первые сказки. Главная их тема – чиновничество, дворянство – помещичество в отношении к крестьянской жизни, жизни русского мужика.

Работа над сказками была возобновлена в 1882 году.

Сказки Щедрина иносказательны, аллегоричны, и в этом они сходны с русской народной сказкой.

Главный герой сказок – народ.

Фантастика, гипербола, гротеск, зоологические маски – основные сатирические приёмы, к которым прибегает автор в сказках. Комический эффект создает перенесение человеческих черт на животный мир.

Страшнее всего, считал Салтыков – Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную реакционную пору писатель – сатирик и берётся своей сказкой «Премудрый пескарь» напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой.

Для читающей России Салтыков-Щедрин был совестью нации. Он приобрел огромный авторитет благодаря злободневности своих произведений, резкому неприятию крепостничества, открытой поддержке народных интересов.

А сейчас, мы предлагаем Вам викторину «Русские сказки Салтыкова-Щедрина».

Спасибо за внимание!

Мероприятие подготовлено Зарудней С.А., зав. сектором

Связанные изображения: