Великие предметы искусства
только потому и велики,
что они доступны и понятны всем
Л Н. Толстой
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. По масштабам и значению коллекций в одном ряду с Эрмитажем могут быть лишь Британский музей в Лондоне и Лувр в Париже. Сотрудники БИЦ имени Н.Г. Чернышевского предлагают совершить виртуальную экскурсию по залам Эрмитажа. Посетители блога узнают историю музея, познакомятся с бесценными экспонатами, а также с их пушистыми охранниками – эрмиками.
Историческая страница
Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, после того как в Берлине она приобрела коллекцию из 225 картин, принадлежавших кисти голландских и фламандских художников. Коллекция быстро разрасталась. Через десять лет в Эрмитаже было уже 2080 картин. Музей поражал роскошью и богатством. В нём изначально хранились не только картины прославленных художников, но и коллекции рисунков, скульптуры, резные камни, античные древности. До середины XIX века Эрмитаж оставался неофициальным дворцовым музеем. Вопрос о допуске широкой публики в Эрмитаж был поднят С.А. Гедеоновым, первым директором Императорского Эрмитажа. В 1852 году, 170 лет назад, состоялось публичное открытие музея. Но и тогда, чтобы посетить музей, нужно было получить разрешение императорского двора, которое выдавалось избранному кругу людей (не более 500 в год). Только в 1866 году широкой публике был открыт свободный доступ в Эрмитаж.
Архитектурная страница
Эрмитаж – французское слово, дословно означает «место пребывания отшельника» или «место уединения». Первоначально музей представлял собой флигель Дворца, где была частная коллекция картин Екатерины Великой. На сегодняшний день это исторический комплекс. Пять величественных зданий расположены вдоль набережной Невы в самом центре Петербурга (на Дворцовой набережной). Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Эрмитажный театр, Новый Эрмитаж объединены друг с другом внутренними переходами, коридорами, лестницами, галереями. Не так давно в Государственный Эрмитаж вошли Меншиковский Дворец и Здание Главного штаба.
Зимний дворец
Стиль Русское барокко (виртуозная декоративность), 1754–1764, архитектор В.В. Растрелли. Построен как парадная царская резиденция – жилая резиденция русских самодержцев. Залы зимнего дворца с богатой отделкой и изысканным убранством сами по себе являются шедеврами.
Малый Эрмитаж
Ранний классицизм, 1764–1767, архитектор Ж.Б.М. Валлен-Деламот. Идея постройки Малого Эрмитажа принадлежала Екатерине II. Зимний дворец казался ей слишком большим, она искала тихое место для уединений. В парадных комнатах малого Эрмитажа императрица принимала гостей, в отдельном крыле жили её фавориты. Хватило места и для оранжереи (отсюда одно из названий «Оранжевый дом»). В северном крыле устраивались увеселительные вечера, придворные играли в различные игры, ставились пьесы, написанные самой Екатериной II. Эти вечера она называла «малыми эрмитажными собраниями», отчего и появилось название «Малый Эрмитаж». Картины, скульптуры и другие предметы искусства, собранные Екатериной II, помещались первоначально именно в этом дворце.
Старый (Большой) Эрмитаж
Ранний классицизм, 1771–1787, архитектор Ю.М. Фельтен. Скупаемые Екатериной коллекции перестали помещаться в отведённых для них залах Малого Эрмитажа, к нему было пристроено ещё одно здание, Большой Эрмитаж (позднее возникло название – Старый Эрмитаж), оно уже предназначалось специально для хранения живописных и скульптурных произведений.
Эрмитажный театр
Классицизм, 1783–1787, архитектор Дж. Кваренги. Эрмитажный театр предназначался для императорских спектаклей, которые к тому времени стали очень популярным дворцовым развлечением. Он соединен аркой над Зимней канавкой со Старым Эрмитажем. Императрица приглашала на спектакли так много зрителей, что в Малом Эрмитаже для них – как и для картин – перестало хватать места.
Новый Эрмитаж
Поздний классицизм, 1839-1852, архитектор Л. фон Кленце. Идея строительства ещё одного здания – Нового Эрмитажа – возникла в 1830-х годах у императора Николая I. Новый Эрмитаж предназначался не только для размещения художественных произведений, но и для создания в нём общедоступного музея. Который и был открыт 17 февраля 1852 года.
Меншиковский Дворец
Петровское барокко, 1710-1720, архитекторы Д. М. Фонтана и Г. И. Шедель, первое каменное здание Санкт-Петербурга. В 1981 году стал филиалом Эрмитажа, там находится экспозиция истории и культуры России петровского времени.
Здание Главного штаба
Стиль ампир, 1819-1829, архитектор К. Росси, на тот момент самое длинное здание в Европе. Два крыла, соединённые аркой, использовались государственными ведомствами и министерствами. В 1993году восточное крыло было передано Эрмитажу.
Военная страница
Сокровища Эрмитажа приходилось несколько раз эвакуировать. Впервые это произошло в 1812-м, затем – в 17 году. Вторая эвакуация была проведена блестяще: заранее были заготовлены ящики и упаковочный материал, продуман план. Тогда же возникла идея в Картинной галерее вынимать картины из рам, оставляя последние либо на стенах, либо складывая их штабелями в этом же зале с тем, чтобы при реэвакуации можно было бы быстро восстановить развеску. Уже в первые дни Великой Отечественной войны сотрудники Эрмитажа стали готовить музейные коллекции к очередной эвакуации, упаковывались самые ценные предметы. Это, прежде всего, были шедевры Картинной галереи. Первый эшелон из 22 вагонов ушёл в конце июня. Затем второй. А вот третий не успел, 8 сентября 1941 года закрылось кольцо блокады. Музейные сокровища, оставшиеся в Ленинграде, хранили в подвалах и на первом этаже музея. Фарфор, например, прятали в песок, чтобы защитить от разрушения. В самом здании Эрмитажа на стенах висели пустые рамы. Но при этом они, пустые рамы, напоминали посетителям о полотнах. Во время блокады в Эрмитаже проводили экскурсии. Также не была прервана научная и просветительская работа музея: читались лекции, устраивались небольшие исторические выставки. Сотрудники музея делали всё, чтобы сохранить не только эрмитажные коллекции, но и само здание музея. Пожарная команда дежурила днём и ночью – «ловила» зажигательные бомбы. Сразу после снятия блокады Ленинграда в Эрмитаже начались работы по восстановлению музея, 8 ноября 1945 года он был открыт для публики. Однако реставрация залов и зданий, в которые попали 30 артиллерийских снарядов и две авиационные бомбы, продолжалась ещё долгие годы.
Культурная страница
В настоящее время коллекция Эрмитажа насчитывает более 3-х миллионов экспонатов. Это 15 тысяч картин, 12 тысяч скульптур, 600 тысяч графических произведений, свыше 600 тысяч археологических памятников, свыше миллиона монет и медалей, 224 тысяч памятников прикладного искусства. Экспонаты отражают развитие человеческой цивилизации от эпохи Древнего Египта до культуры 20 века в Европе. Особенно знаменита картинная галерея, признанная самой обширной в мире. Она включает в себя произведения Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ренуара, Сезанна, Моне, Ван Гога, Матисса, Гогена. Одна из самых известных картин – «Возвращение блудного сына» написана на тему библейской притчи о блудном сыне. Сюжет был интересен Рембрандту, поэтому он трижды писал картины на эту тему. В Эрмитаже представлен самый известный вариант, созданный в 1666 году. Это была последняя картина, написанная художником перед смертью. Всего представлено 24 картины Рембрандта – это крупнейшая коллекция произведений этого художника за пределами Голландии. Эрмитаж – единственный музей в России, где можно увидеть произведения Леонардо да Винчи. Сокровища Эрмитажа бесценны. Многие из них стоят миллионы долларов. Самым же дорогим считается «Чёрный квадрат» К. Малевича, стоимость которого оценивается в 20 миллионов долларов.
Реставрационная страница
Музейный экспонат, как любой живой организм, подвержен влиянию времени, людей и событий. Бесценна работа реставраторов, сохраняющих, а иногда и возрождающих неоценимое культурное наследие. В Государственном Эрмитаже существует уникальная школа реставрации – один из крупнейших исследовательских центров страны. Здесь работают химики, физики, биологи, художники, искусствоведы, историки. Их кропотливый труд позволяет сохранить уникальные произведения искусства, иногда воссоздавая их буквально из пепла или открывая с совершенно неожиданной стороны.
15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже зашёл мужчина и спросил у смотрителя, какая из картин представляет наибольшую ценность. После этого он подошёл к картине «Даная» и, достав склянку с серной кислотой, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. После этого злоумышленник достал нож и успел дважды порезать картину. В результате около 30 % авторского письма было утрачено безвозвратно. Реставрация «Данаи» длилась долгие 12 лет. Мастерам удалось укрепить красочный слой и грунт, восстановить лак, убрать натёки. В 1997 году шедевр вернулся на своё место.
Страница интересных фактов
Всего в Эрмитаже 350 залов, и чтобы пройти каждый из них, необходимо преодолеть дистанцию в 24 км.
Если посетитель будет проводить в Эрмитаже по 8 часов в день и задерживаться у каждого экспоната по 1 минуте, для осмотра всех экспонатов потребуется 11 лет жизни.
Коты Эрмитажа – настоящий символ Санкт-Петербурга. Они числятся в Эрмитаже официально, как специалисты по борьбе с крысами. Сохранился документ, относящийся к периоду правления императрицы Елизаветы I от 1745 года – «Генерал-губернатору Казанской губернии Артемию Григорьевичу Загряжскому. Сыскать и прислать в Санкт-Петербург тридцать самых лучших и больших котов». На сегодняшний день в стенах музея обитают более 50 «эрмиков». Все они находятся на финансировании государства и имеют свой кошачий паспорт. Существует традиция давать котам Эрмитажа имена великих художников. Однажды некий кот застрял в вентиляции зала Ван Дейка, после чего получил имя Вандейк.
Эрмитаж создал особую форму своего присутствия в регионах России и за рубежом – это постоянно действующие научные, культурные и выставочные центры. Такие центры есть в Казани, Выборге, Омске, Екатеринбурге. Самым знаменитым иностранным филиалом является Эрмитаж в Амстердаме.
Мистическая страница
В сибирской коллекции Петра I находятся феодосийские серьги. Их главным украшением является микроскопическая многофигурная композиция, иллюстрирующая афинские состязания. При сильном увеличении можно разглядеть крошечные зерна, которые соединены по четыре и выстроены в ряды. Именно эта отделка и подарила феодосийским серьгам всемирную славу.
Лучшие мировые ювелиры пытались создать копии феодосийских украшений, но задача оказалась невыполнимой. Ни способ пайки, ни состав припоя, которым пользовались мастера древности, выяснить не удалось.
Ореолом загадок окутана и восковая фигура самого императора. Некоторые посетители утверждают, что восковой правитель вставал, кланялся и указывал на дверь – видимо, хотел сказать, что пора бы и честь знать.
По ночам в тёмных галереях появляется призрак Николая I. Его узнают по военной выправке и мундиру с эполетами.
Считается, что «Чёрный квадрат» К. Малевича обладает мощной энергией. Посетители побаиваются рассматривать его, дабы не навлечь на себя беду. А работники музея, прихорашиваясь, рассматривают своё отражение в полотне художника.
Десять фигур атлантов поддерживают портик Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы. Петербуржцы уверены, что исполины охраняют город и его жителей, а также исполняют сокровенные желания. Такое поверье пошло со времён блокады Ленинграда, когда снаряд угодил прямо в портик. Атланты сильно пострадали, но выстояли. Теперь к несгибаемым колоссам приходят люди со своими просьбами. Если вы хотите заручиться поддержкой гиганта, то дотянитесь до большого пальца правой ноги и загадайте желание.
Портал Культура.рф предоставил возможность совершить виртуальный тур по залам Эрмитажа.
Эрмитаж – это удивительный мир, полный чудес. Он прошёл сложный путь от закрытого дворцового собрания до одного из крупнейших музеев мира. Красота и величественность Эрмитажа никого не оставят равнодушным. Картины и скульптуры завораживают каждого настолько, что хочется приходить снова и снова, чтобы охватить их все.
Спасибо за внимание!
Смыкова С.И., зав. сектором