Музыка – один из древнейших видов искусства. Даже есть убеждение, что музыка родилась вместе с человечеством. К Международному дню музыки сотрудники БИЦ имени Н.Г. Чернышевского приглашают в литературно-музыкальную гостиную «Их музыки пленительная страсть».
Немного есть композиторов, чье творчество причисляется к величайшим сокровищам мирового искусства и в то же время доступно самым широким кругам слушателей, пользуется мировой популярностью в подлинном и глубоком значении слова.
В 2020 году отмечают свои юбилеи два таланта в мире музыки. 1 марта 2020 года исполнилось 210 лет со дня рождения выдающегося польского композитора и пианиста Фридерика Шопена. Сегодня в XXI веке музыка Шопена как никогда актуальна, она восполняет то, чего нам так остро не хватает в современной действительности: искренности, непосредственности, естественности в выражении чувств и эмоций.
В 1770 году 16 декабря, в семье потомственных придворных музыкантов, в немецком городке Бонне, рождается новая жизнь, которая принесет миру бессмертные творения красоты и которая будет отдана творчеству и только творчеству! Величайший музыкальный гений, непоколебимый титан в искусстве. Он, по выражению французского писателя Ромэна Роллана, — самая героическая сила в искусстве. Он самый большой, самый лучший друг всех, кто страдает и кто борется. Он заражает нас доблестью, стойкостью счастьем борьбы над обстоятельствами и над самим собой. Он – Бетховен.
В нашей гостиной вас ждут лучшие произведения мировой классики.
Музыка Бетховена идеальна для пробуждения в человеке мыслителя — настолько она глубока и многогранна. Композитор родился в эпоху, богатую значительными общественными событиями (главное из которых — Великая французская революция), что повлияло на формирование его мировоззрения. Величественность побед и горечь поражений, радость и скорбь народных масс воспел в своем творчестве Людвиг ван Бетховен. Это размышления о глобальных социальных явлениях и вместе с тем — «песнь» о человеке в круговороте борьбы за свободу. И этот человек так же противоречив, как мир, который его окружает, так же неоднозначен, как события, которые происходят вокруг.
Л. Бетховен. Симфония №3 ми бемоль мажор
Виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. В Вене были написаны знаменитые в будущем сочинения: Лунная соната Бетховена, Патетическая. В последующие годы он активно сочиняет новые произведения: первую и вторую симфонии, «Творение Прометея», «Христос на Масличной горе». ( Звучит Лунная соната)
Л. Бетховен. Лунная соната.
Однако дальнейшее творчество Бетховена было осложнено развитием болезни уха – тинита. Композитор уединяется в городе Гейлигенштадте. Там он работает над третьей – «Героической» симфонией.
Полная глухота отделяет Людвига от внешнего мира. Однако даже это событие не может заставить его прекратить сочинять. По мнению критиков, третья симфония Бетховена полностью раскрывает его величайший талант.
В 1802-1812 годах Бетховен с особым желанием и рвением писал сонаты. Тогда были созданы целые серии произведений для фортепиано, виолончели, знаменитая Девятая симфония, Торжественная месса. Слава и популярность композитора в эти годы были очень велики. Даже власть, несмотря на его откровенные свободолюбивые мысли, не смела трогать музыканта.
Л. Бетховен. Буря, соната №17, часть 3 (Allegretto)
Ведущий: В творчестве Бетховена классическая музыка достигла своей вершины. И не только потому, что Бетховен сумел воспринять все лучшее из того, что уже было достигнуто. Современник событий французской революции конца 18 века, провозгласившей свободу, равенство и братство людей, Бетховен сумел показать в своей музыке, что творцом этих преобразований является народ.
Скончался великий композитор и музыкант Людвиг Ван Бетховен 26 марта 1827 года в Вене.
Однако творчество Людвига ван Бетховена — это не только произведения героико-драматического плана. Бетховен истинно гениален — он видел и чувствовал многогранность жизни, и каждую ее грань сумел облечь в звук. Как и каждый великий художник (в широком смысле этого слова), маэстро с помощью своего искусства познавал себя и мир, и одновременно делился этими знаниями с другими.
Л. Бетховен «Аппассионата»
Ведущий: Музыка Людвига вана Бетховена всегда будет призывать к человечности, мужеству и борьбе за счастья всех людей. Значит Л. Бетховен для всех нас живой. Бетховен остался верен правде жизни, которую познал на своём личном многотрудном опыте.
Гениальный польский композитор и пианист Фридерик Шопен занимает даже среди великих композиторов место во многих отношениях исключительное.
В отличие от многих своих предшественников (Моцарта, Бетховена) и современников (Листа, Берлиоза) Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано (притом ограничивался преимущественно произведениями небольшого объема). Он, как никто другой, умел сказать многое в малом, выразить большое содержание в скромных по масштабу формах; а из фортепиано он извлек такое богатство ярких красок и тончайших оттенков, что оно как бы заменило собой целый оркестр, сохранив, однако, свои специфические свойства как инструмента камерного, интимного.
Нежность и хрупкость шопеновской музыки описана Ференцом Листом как «прекрасные цветы на необычайно тонких листьях». Вслушайтесь в звуки вальса……
Ф.Шопен «Вальс Des-dur»
Ведущий: Известно также, что наибольшей популярностью у широких кругов слушателей пользуется музыка вокальная: живое дыхание человеческого голоса и связь со словом делают музыку более непосредственно воздействующей и доступной. У Шопена сочинено 17 песен. 12 августа 1829 года влюбленный юноша пишет в письме из Парижа: «Вдохновлен образом Констанции Гладковской». Так была сочинена одна из лучших песен Шопена для хора «Желание».
Ведущий: Шопен придал фортепиано свойства не только оркестра, но и человеческого голоса; а мелодичность многих фортепианных произведений такова, что их хочется петь.
Борис Пастернак в эссе «Шопен» пишет: «Главным средством выражения, языком, которым у Шопена изложено все, что он хотел сказать, была его мелодия, наиболее неподдельная и могущественная из всех, какие мы знаем. Это не короткий, куплетно возвращающийся мелодический мотив, не повторение оперной арии, без конца выделывающей голосом одно и то же, это поступательно развивающаяся мысль, подобная ходу прикрывающей повести или содержанию исторически важного сообщения».
Прелюдия № 6 h-moll
Ведущий 1: Слово «прелюдия» в переводе с латинского означает «вступление». Во времена Баха прелюдия могла предшествовать сюите, фуге. Существовали прелюдии и в виде самостоятельных пьес для органа и клавира.
Шопену принадлежит первенство в создании цикла из 24 прелюдий. Прелюдии чрезвычайно богаты и разнообразны по своему содержанию. Грустные, певучие пьесы чередуются с бурно-стремительными, скорбно-сосредоточенные – со светлыми и жизнерадостными. Различны они и по масштабам. Есть миниатюры. Но в них яркие пассажи, красоты фортепианного письма, «дышащая» фактура, легкая бисерная техника… Антон Рубинштейн назвал прелюдии Шопена «жемчужинами».
Прелюдия № 7 c-moll
Ведущий: Вся музыка Шопена изначально и самым очевидным образом рассчитана на то, чтобы нравиться – и это совершенно нормально. В ней переданы мысли и чувства автора на различных жизненных этапах.
Процитируем несколько строк из Авроры Дюдеван, писавшей под мужским псевдонимом «Жорж Санд» — будучи для Фридерика Шопена «музой», энергетическим «вампиром», любовницей, «классной дамой, доброй феей и «мегерой» в одном знаменитом лице, она могла наблюдать даже куда больше того, чем записала в свои дневники на острове Мальорка. «Он на целые дни запирался в своей комнате, плакал, бегал взад и вперед, ломал перья, сотни раз повторял один и тот же такт…» Вот так он мог потратить шесть недель на одну страницу – чтобы, в конце концов, записать ее в том же виде, в каком наскоро набросал ее в первый день».
Между тем Борис Леонидович Пастернак, восхищавшийся тем, как его кумир в свои этюды вложил «живое чудо фольварков, рощ, полей…», заметил еще и другое. Он сказал, что Шопен не имел времени выдумывать свой собственный музыкальный язык, зато успел за 39 лет жизни высказать множество новых мыслей уже известным, старым фортепианным языкам. В самом деле, «поэт фортепиано».
Этюд № 7 cis-moll
Ведущий: «Этюды Шопена… Это музыкально изложенные исследования по теории детства и отдельные главы фортепианного введения к смерти (поразительно, что половину из них писал человек двадцати лет), и они скорее обучают истории, строению Вселенной и еще чему бы то ни было более далекому и общему, чем игре на рояле. Значение Шопена шире музыки. Его деятельность кажется нам ее вторичным открытием» (Б.Пастернак эссе «Шопен»).
Этюд № 12 c-moll
Ведущий 2: С октября 1849 года для всех истинных, посвященных в тайны и идеалы романтиков начался обратный отсчет музыкального времени. И он продолжается до сих пор. От чахотки умер 39-летний парижанин – польский гений с французской пропиской, «король фортепиано». Но почему? На этот вопрос два прошедших столетия не дали бесспорного ответа.
Среди всех классиков и романтиков Шопен – самая зацелованная «икона». Именно он часто делает исполнителям – виртуозам карьеру. По его нотным тетрадям учатся начинающие пианисты. Тексты его произведений – обязательная программа экзаменов, прослушиваний и конкурсов.
Начиная с 1927 года в Варшаве регулярно устраиваются конкурсы имени Шопена. Первой премии на первом конкурсе был удостоен советский пианист Лев Оборин.
Музыка Шопена признана гениальной еще при жизни композитора. В Лейпциге 7 декабря 1831 года Роберт Шуман произнес следующие слова после шопеновского концерта: «Шляпы долой, господа, перед вами гений!».
«Прелюдия № 4
Ведущий: В Польше, на его географической родине, похоронено шопеновское сердце, в Париже – тело (по завещанию композитора). В его музыке — интонации польской культуры. «Не смолкнет сердце юного Шопена». Его музыка вечна.
В заключение нашего праздника хочется сказать словами Д. Шостаковича: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей». А главное, чтобы музыка была также нужна вам, как природа, дружба, любовь. Да здравствует Музыка!
Спасибо за внимание! До новых встреч!
ПМероприятие подготовлено Левшиной Н.Н., зав. БИЦ имени Н.Г. Чернышевского