
Литература абсурда традиционно ассоциируется с писателями Николаем Васильевичем Гоголем, Эдвардом Лиром и Льюисом Кэрроллом. В XX веке, тесно связав ее с философским течением экзистенциализма, им на смену пришли Франц Кафка, Эжен Ионеско, Альбер Камю и другие. Для произведений этого течения характерно изображение действительности в ее гротескной и нелепой форме. Ведь само слово absurdus переводится как «нелепый». А от абсурда до сатиры — один шаг.
В Обзоре литературы «Терапия искусством: художественное творчество и психологическое здоровье» , приуроченном к 120-летию со дня рождения одного из представителей этого течения в литературе — Даниила Хармса, мы представили ярких авторов литературы абсурда. В их произведениях затрагиваются самые разные темы: от комичности и нелепости общественных правил и законов до недопонимания между отдельной личностью и обществом. Также представлена литература по психологии по данной теме.
Итак, предлагаем вашему вниманию Обзор литературы «Терапия искусством: художественное творчество и психологическое здоровье» (к 120-летию со дня рождения Д.И. Хармса)
I. «Гений и безумство: с точки зрения психологии»
«Несовершенство — это красота, безумие — гений:» (Мэрилин Монро)
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / Сергей Леонидович Рубинштейн. – Санкт-
Петербург : Питер, 2012. – 288 с. : ил.
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) – выдающийся отечественный
психолог и философ, один из основателей деятельностного подхода в психологии.
«Бытие и сознание» – фундаментальный труд ученого, который он посвятил одной
из важнейших проблем философской мысли – проблеме природы психического, сознания,
их отношения к бытию, к материальному миру, к генетической составляющей. Этот подход актуален применительно к творчеству таких авторов, как Велимир Хлебников, Оскар Уайльд, Даниил Хармс, Владислав Ходасевич.
2. Фрейд З. О добывании огня / Зигмунд Фрейд ; пер. с нем. Р.Ф. Додельцева, М.Н.
Попова. – Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2012. – 224 с.
В данном сборнике собран ряд работ Фрейда, посвященных вопросам
художественного творчества и психоанализа, демонстрирующих его взгляды на искусство
и отражение в нем мифов разных народов. Ряд комплексов являются доминирующей причиной творческого поведения. Они бывают как генетически-обусловленными, так и приобретёнными в процессе жизнедеятельности.
В этой работе анализируются миф о Прометее «Царь Эдип» и «Гамлет» (отрывок из книги «Толкование сновидений»). Здесь открытый Фрейдом «Эдипов комплекс» используется для раскрытия характеров главных героев трагедий «Царь Эдип» Софокла и «Гамлет» Шекспира.
3. Фромм Э. Человек для себя / Эрих Фромм ; пер. с англ. А.В. Александровой. –
Москва : Астрель, 2012. – 314 с. – (Философия. Психология).
«Человек для себя» во многих отношениях является продолжением работы Фромма
«Бегство от свободы», в ней повторяются некоторые его идеи о самореализации человека
в современном обществе, высказанные в предыдущей работе.
Помимо этих идей, Фромм широко рассматривает вопросы характерологии,
исследует соотношение человеческой природы и характера. Он раскрывает этические
основы построения правильных норм человеческого поведения, излагая принципы
гуманистической этики и сущность моральных проблем нашего времени
II. «От абсурда до сатиры — один шаг» (Ашот Аршакян)
«Творцы ищут не хаос. Во всём должна быть система, но такая, которая нравится. Созданием новых симпатичных систем мы и занимаемся, думаю». (Виталий Иванов. Из книги «Шедевры абсурда». Стихи.ру)
- Свежий начальник : [рассказы] / Ашот Аршакян. — Москва : КоЛибри ; Санкт-Петербург : Азбука-Аттикус, 2011. — 172, [1] с. — (Уроки русского / сост. сер. О. Зоберн). — ISBN 978-5-389-01512-8 (в пер.)
Ашот Аршакян (1978-2017) способен почти неуловимым движением сюжета нарушить привычные размерности окружающего: ты еще долго полагаешь, будто движешься в русле текста, занятого проблемами реального мира, как вдруг выясняется, что тебя давным-давно поместили в какое-то загадочное «Зазеркалье» и все, что ты видишь вокруг, это лишь отблески разлетевшейся на мелкие осколки Вселенной.
Это аллюзия к символу «зеркало Бога» как определения мира. «Зеркало бога» может иметь несколько значений в зависимости от контекста: это может быть
символический образ из религиозных и философских традиций, артефакт из мифологии, например, древнее божественное зеркало, или имя божества, как, например, ацтекский бог Тескатлипока. в мифологии поздних майя и ацтеков одно из главных божеств (наряду с Кетцалькоатлем). Он носил зеркало или щит (отсюда имя), с помощью которого наблюдал за деяниями людей на земле. В различных воплощениях он являлся богом-творцом или же разрушителем мира. Эта книга – сборник коротких рассказов о детстве, взрослении, о людях, их судьбах. Они не объединены ни общим героем, ни содержанием, ни единой сюжетной линией, но, тем не менее, воспринимаются очень органично..
2.Беккет, С. В ожидании Годо : пер. с фр. / С. Беккет. – Москва : ГИТИС, 1998. – 284 с. – (Открытое пространство) ISBN 5-7196-0218-6 : 0.00.
«В ожидании Годо» — это пьеса Сэмюэла Беккета, представляющая собой яркий образец театра абсурда.
Два бродяги, Владимир и Эстрагон, бесцельно ожидают некоего Годо, который никогда не появляется. Основные темы пьесы — это абсурдность и бессмысленность человеческого существования, ожидание, которое никогда не заканчивается, и взаимозависимость героев. Несмотря на конфликты, они не могут расстаться. Ожидание Годо — это метафора ожидания чего-то, что так и не наступит, будь то спасение, конец света или перемены.
3.Нина Горланова, Вячеслав Букур. Тургенев, сын Ахматовой.Авторский сборник, первое издание. М.: РИПОЛ классик, 2011 г. Серия: НЕстоличная жизнь.
Супружеская пара пишет о себе и своих детях, друзьях, соседях. Очень боятся, что обидят людей в своих рассказах, поэтому, как ни странно, все они (или почти все) заканчиваются не добром, но надеждой на добро. Да, каждый из них — маленькая зарисовка, осколок жизни, отрывок, обломок. Но ведь хочется же продолжения, хочется узнать, а что же было дальше с героями. Еще хотелось бы отметить удивительный язык. Таисия моет пол, и у неё тряпка — это ледник, а ледник двигается, заполняя все щели, морозит всё. Таисия выжала тряпку, начала затирать — весна наступает, потепление, всеобщее притом, весело стало в мире, ледник отступает с позором. Был север, теперь юг. Леднику пришел каюк. Тряпка только что несла заморозки, оцепенение, сейчас принесла жизнь, жаркий, сухой воздух.
4.Идиатуллин, Ш. Бывшая Ленина : роман / Шамиль Идиатуллин ; [ил. В. Мачинского]. — Москва : АСТ, 2019. — 448 с. : ил. ; 130×200 мм.
Действие книги происходит в 2019 году, в провинциальном городе Чупове вымышленной Сарасовской области. «Бывшая Ленина» — так называет улицу Ленина, ныне Преображенской. В городке семьдесят тысяч жителей и свалка, воняющая так, что приходится задраивать окна и ходить в респираторах. Убрать ее не получается: тогда некуда будет вывозить мусор областному центру. Против мусоросжигательного завода восстали горожане. Областные власти срочно разыскивают человека, который сможет занять руководящее кресло в Чупове и разрулить ситуацию со свалкой. В дело вмешиваются гражданские активисты, их зовут «выживатели». Пикантность борьбе придает то обстоятельство, что в начальники города губернские готовят Даниила Митрофанова, ушедшего от своей жены Лены (кризис среднего возраста). А лидером «выживателей» становится эта самая жена Лена. Гражданское противостояние реализуется каким-то уж совсем символическим способом (жена против мужа)
6.Ионеско, Эжен (1909-1994.) Лысая певица: Пьесы : Пер. с фр. / Эжен Ионеско; Сост. И. Дюшена; Предисл. Г. Зингера. — Москва :АСТ, 2002. (Б-ка журн.»Иностр. лит.»).; ISBN 5-206-00048-5.
Название «Лысая певица» возникло из-за ошибки актера на репетиции, который перепутал слова и вместо «блондинка учительница» произнес «лысая певица». Драматург Эжен Ионеско посчитал это случайное недоразумение очень подходящим для своей абсурдистской пьесы и оставил это название.
Изначально Ионеско хотел назвать пьесу «Английский без усилий» или «Английский час». «Лысая певица» — это известная пьеса Эжена Ионеско, относящаяся к «театру абсурда». Она не имеет традиционного сюжета, а исследует темы тщетности человеческого общения и разложения языка через абсурдные и бессмысленные диалоги между персонажами, такими как супруги Смиты и Мартины.
6.Чапаев и пустота / Виктор Пелевин. — Москва : Вагриус, 2003. — 413, [1] с.; 21 см.; ISBN 5-264-00367-X
Роман Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» рассказывает о поэте-декаденте Петре Пустоте, который живет одновременно в двух реальностях: в Гражданскую войну, служа комиссаром в дивизии Чапаева, и в современной России 1990-х годов в психиатрической клинике. В обеих реальностях он сталкивается с фигурой Чапаева и другими персонажами, пытаясь понять, где находится истина, и исследуя философские вопросы о пустоте и реальности. В произведении много ярких аллюзий. Одна из них на роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
7. Виктор Пелевин. – Москва: Эксмо, 2012. — 316, [1] с.; 17 см.; ISBN 978-5-699-59527-3.
Роман Виктора Пелевина «Числа» рассказывает о жизни бизнесмена Степы, который с детства верит в магию чисел, считает число 34 своим покровителем и боится числа 43. Эта одержимость числами определяет его успехи и неудачи, но в конечном итоге сталкивает его с другими людьми, также руководствующимися своими «числовыми» верованиями, и приводит к неожиданным последствиям в реалиях постсоветской России. Роман сочетает в себе фантастический сюжет с философскими размышлениями о свободе, судьбе и современном обществе.
8. Номер Один, или В садах других возможностей. М.: Эксмо, 2006 г. Серия: Новая Петрушевская.
Очень много примет литературы постмодерна. Глава первая построена в виде огромного диалога между героями, которых автор пронумеровала Первый и Второй, по своей форме данная глава напоминает пьесу. Некоторые моменты подпадают под жанр триллера. Третья глава построена в форме монолога главного героя, которого Петрушевская и назвала Номер Один. Книга напоминает абсурдистский реализм Чарьза Буковски.
9. Петрушевская, Людмила Стефановна (российская писательница ; драматург ; 1938- ).
Парадоски. Строчки разной длины/ Людмила Петрушевская. — Санкт-Петербург: Амфора, 2008. – 685 с. — ISBN 978-5-367-00628-5
Драматург и прозаик Людмила Петрушевская пишет также стихи — ведет бесконечный «дневник абсурда» окружающей жизни. В сборник «Парадоски. Строчки разной длины» вошли «Карамзиндеревенский дневник» и «Гордневник», так называемые «Провенансы», то есть короткие поэмы-истории, и «Парадоски» — как бы шутливые законы, по которым вроде бы построена жизнь. Автор пользуется не только традиционной, но и свободной поэтической формой, называемой «верлибром», а еще собственным вариантом старинного раёшника, балаганным, скоморошным стихом.
10.Сорокин, Владимир Георгиевич Очередь / Владимир Сорокин. – Москва: Захаров: Издатель Ирина Евг. Богат, 2007. — 299 с. — ISBN 978-5-8159-0719-5.
Роман Владимира Сорокина «Очередь» — это повествование, полностью построенное на диалогах и фразах людей в многокилометровой очереди в Советском Союзе.
Книга показывает срез советского общества 80-х годов, отражая его настроения, проблемы и быт через бесконечные разговоры, которые затрагивают всё: от бытовых вопросов до высоких размышлений о поэзии и любви. Очередь выступает как метафора человеческой жизни в целом, а сам роман является экспериментом над русской прозой.
11. Толстая Татьяна Никитична, Круг : Рассказы / Татьяна Толстая. — Москва : Подкова:Эксмо, 2003 (ОАО Можайский полигр. комб.). – 345 с.
Произведения Татьяны Толстой отличаются признаками литературы абсурда литературно-сказочной метафоричностью стиля, поэтикой неомифологизма. Неомифологизм в её произведениях проявляется в том, что Толстая использовала фольклорные образы. В рассказе «Свидание с птицей» она использовала русский фольклорный образ — птицу Сирин. Рассказы «Милая Шура» и «Круг» построены на противопоставлении света и тьмы (как жизни и смерти), что после находит отражение в рассказе «Ночь». Смысл антиномии «свет — тьма» в рассказах Татьяны Толстой включает противопоставление духовного и материального, живого и мёртвого, бытового и бытийного, мечты и действительности, вечного и сиюминутного, доброго и злого, сострадательного и равнодушного. Художественные приёмы воплощения идеи смерти в рассказах писательницы близки к эстетике модерна и постмодерна. При помощи сатиры демонстрируется абсурдность некоторых явлений жизни.
12. Тюльбашева, Светлана. Лес : / Светлана Тюльбашева. — Москва : Дом историй, Эвербук, 2024. — (Чердак: готические романы).; ISBN 978-5-0058-0353-5.
Книга настолько многогранна, что все видят разные смыслы. Эстетика абсурдизма ярко выражена в образах главных героев. Например, подменыш. Подменыш в русском фольклоре — это нечистая сила, которая странно себя ведет при взрослении, не становится человеком в итоге, убивает родителей и возвращается в свою среду: к русалкам и лешим, например.
В книге нет однозначных отсылок к фольклору и мистике, события также нельзя однозначно назвать реальными. И это балансирование на грани придаёт повествованию изрядную долю абсурда. Например, полиция ищет преступников, приметы которых расходятся при описании разными людьми.
Надеемся, вам понравятся эти книги.
Павленко О.М., ведущий библиотекарь.