Обзор литературы «Терапия искусством: художественное творчество и психологическое здоровье» (К 120-летию со дня рождения Д.И. Хармса)

      Комментарии к записи Обзор литературы «Терапия искусством: художественное творчество и психологическое здоровье» (К 120-летию со дня рождения Д.И. Хармса) отключены

Литература абсурда традиционно ассоциируется с писателями Николаем Васильевичем Гоголем, Эдвардом Лиром и Льюисом Кэрроллом. В XX веке, тесно связав ее с философским течением экзистенциализма, им на смену пришли Франц Кафка, Эжен Ионеско, Альбер Камю и другие. Для произведений этого течения характерно изображение действительности в ее гротескной и нелепой форме. Ведь само слово absurdus переводится как «нелепый». А от абсурда до сатиры — один шаг.

В  Обзоре литературы «Терапия искусством: художественное творчество и психологическое здоровье» , приуроченном к 120-летию со дня рождения одного из представителей этого течения в литературе — Даниила Хармса, мы представили ярких авторов литературы абсурда. В их произведениях затрагиваются самые разные темы: от комичности и нелепости общественных правил и законов до недопонимания между отдельной личностью и обществом. Также представлена литература по психологии по данной теме.

Итак, предлагаем вашему вниманию Обзор литературы «Терапия искусством: художественное творчество и психологическое здоровье» (к 120-летию со дня рождения Д.И. Хармса)

I. «Гений и безумство: с точки зрения психологии»

«Несовершенство — это красота, безумие — гений:» (Мэрилин Монро)

  1. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / Сергей Леонидович Рубинштейн. – Санкт-
    Петербург : Питер, 2012. – 288 с. : ил.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) – выдающийся отечественный
психолог и философ, один из основателей деятельностного подхода в психологии.
«Бытие и сознание» – фундаментальный труд ученого, который он посвятил одной
из важнейших проблем философской мысли – проблеме природы психического, сознания,
их отношения к бытию, к материальному миру, к генетической составляющей. Этот подход актуален применительно к творчеству таких авторов, как Велимир Хлебников, Оскар Уайльд, Даниил Хармс, Владислав Ходасевич.

2. Фрейд З. О добывании огня / Зигмунд Фрейд ; пер. с нем. Р.Ф. Додельцева, М.Н.
Попова. – Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2012. – 224 с.
В данном сборнике собран ряд работ Фрейда, посвященных вопросам
художественного творчества и психоанализа, демонстрирующих его взгляды на искусство
и отражение в нем мифов разных народов. Ряд комплексов являются доминирующей причиной творческого поведения. Они бывают как генетически-обусловленными, так и приобретёнными в процессе жизнедеятельности.
В этой работе анализируются миф о Прометее «Царь Эдип» и «Гамлет» (отрывок из книги «Толкование сновидений»). Здесь открытый Фрейдом «Эдипов комплекс» используется для раскрытия характеров главных героев трагедий «Царь Эдип» Софокла и «Гамлет» Шекспира.

3. Фромм Э. Человек для себя / Эрих Фромм ; пер. с англ. А.В. Александровой. –
Москва : Астрель, 2012. – 314 с. – (Философия. Психология).
«Человек для себя» во многих отношениях является продолжением работы Фромма
«Бегство от свободы», в ней повторяются некоторые его идеи о самореализации человека
в современном обществе, высказанные в предыдущей работе.
Помимо этих идей, Фромм широко рассматривает вопросы характерологии,
исследует соотношение человеческой природы и характера. Он раскрывает этические
основы построения правильных норм человеческого поведения, излагая принципы
гуманистической этики и сущность моральных проблем нашего времени

II. «От абсурда до сатиры — один шаг» (Ашот Аршакян)

«Творцы ищут не хаос. Во всём должна быть система, но такая, которая нравится. Созданием новых симпатичных систем мы и занимаемся, думаю». (Виталий Иванов. Из книги «Шедевры абсурда». Стихи.ру)

  1. Свежий начальник : [рассказы] / Ашот Аршакян. — Москва : КоЛибри ; Санкт-Петербург : Азбука-Аттикус, 2011. — 172, [1] с. — (Уроки русского / сост. сер. О. Зоберн). — ISBN 978-5-389-01512-8 (в пер.)

       Ашот Аршакян (1978-2017) способен почти неуловимым движением сюжета нарушить привычные размерности окружающего: ты еще долго полагаешь, будто движешься в русле текста, занятого проблемами реального мира, как вдруг выясняется, что тебя давным-давно поместили в какое-то загадочное «Зазеркалье» и все, что ты видишь вокруг, это лишь отблески разлетевшейся на мелкие осколки Вселенной.

Это аллюзия к символу «зеркало Бога» как определения мира. «Зеркало бога» может иметь несколько значений в зависимости от контекста: это может быть

символический образ из религиозных и философских традиций, артефакт из мифологии, например, древнее божественное зеркало, или имя божества, как, например, ацтекский бог Тескатлипока. в мифологии поздних майя и ацтеков одно из главных божеств (наряду с Кетцалькоатлем). Он носил зеркало или щит (отсюда имя), с помощью которого наблюдал за деяниями людей на земле. В различных воплощениях он являлся богом-творцом или же разрушителем мира. Эта книга – сборник коротких рассказов о детстве, взрослении, о людях, их судьбах. Они не объединены ни общим героем, ни содержанием, ни единой сюжетной линией, но, тем не менее, воспринимаются очень органично..

2.Беккет, С. В ожидании Годо : пер. с фр. / С. Беккет. – Москва : ГИТИС, 1998. – 284 с. – (Открытое пространство) ISBN 5-7196-0218-6 : 0.00.

      «В ожидании Годо»  — это пьеса Сэмюэла Беккета, представляющая собой яркий образец театра абсурда.

Два бродяги, Владимир и Эстрагон, бесцельно ожидают некоего Годо, который никогда не появляется. Основные темы пьесы  —  это абсурдность и бессмысленность человеческого существования, ожидание, которое никогда не заканчивается, и взаимозависимость героев.  Несмотря на конфликты, они не могут расстаться. Ожидание Годо  — это метафора ожидания чего-то, что так и не наступит, будь то спасение, конец света или перемены.

3.Нина Горланова, Вячеслав Букур. Тургенев, сын Ахматовой.Авторский сборник, первое издание. М.: РИПОЛ классик, 2011 г. Серия: НЕстоличная жизнь.

      Супружеская пара пишет о себе и своих детях, друзьях, соседях. Очень боятся, что обидят людей в своих рассказах, поэтому, как ни странно, все они (или почти все) заканчиваются не добром, но надеждой на добро. Да, каждый из них — маленькая зарисовка, осколок жизни, отрывок, обломок. Но ведь хочется же продолжения, хочется узнать, а что же было дальше с героями. Еще хотелось бы отметить удивительный язык. Таисия моет пол, и у неё тряпка — это ледник, а ледник двигается, заполняя все щели, морозит всё. Таисия выжала тряпку, начала затирать — весна наступает, потепление, всеобщее притом, весело стало в мире, ледник отступает с позором. Был север, теперь юг. Леднику пришел каюк. Тряпка только что несла заморозки, оцепенение, сейчас принесла жизнь, жаркий, сухой воздух.

4.Идиатуллин, Ш. Бывшая Ленина : роман / Шамиль Идиатуллин ; [ил. В. Мачинского]. — Москва : АСТ, 2019. — 448 с. : ил. ; 130×200 мм.

Действие книги происходит в 2019 году, в провинциальном городе Чупове вымышленной Сарасовской области. «Бывшая Ленина» — так называет улицу Ленина, ныне Преображенской. В городке семьдесят тысяч жителей и свалка, воняющая так, что приходится задраивать окна и ходить в респираторах. Убрать ее не получается: тогда некуда будет вывозить мусор областному центру. Против мусоросжигательного завода восстали горожане. Областные власти срочно разыскивают человека, который сможет занять руководящее кресло в Чупове и разрулить ситуацию со свалкой. В дело вмешиваются гражданские активисты, их зовут «выживатели». Пикантность борьбе придает то обстоятельство, что в начальники города губернские готовят Даниила Митрофанова, ушедшего от своей жены Лены (кризис среднего возраста). А лидером «выживателей» становится эта самая жена Лена. Гражданское противостояние реализуется каким-то уж совсем символическим способом (жена против мужа)

6.Ионеско, Эжен (1909-1994.) Лысая певица: Пьесы : Пер. с фр. / Эжен Ионеско; Сост. И. Дюшена; Предисл. Г. Зингера. — Москва :АСТ, 2002. (Б-ка журн.»Иностр. лит.»).; ISBN 5-206-00048-5.

     Название  «Лысая певица» возникло из-за ошибки актера на репетиции, который перепутал слова и вместо «блондинка учительница» произнес «лысая певица». Драматург Эжен Ионеско посчитал это случайное недоразумение очень подходящим для своей абсурдистской пьесы и оставил это название.

Изначально Ионеско хотел назвать пьесу «Английский без усилий» или «Английский час». «Лысая певица» — это известная пьеса Эжена Ионеско, относящаяся к «театру абсурда». Она не имеет традиционного сюжета, а исследует темы тщетности человеческого общения и разложения языка через абсурдные и бессмысленные диалоги между персонажами, такими как супруги Смиты и Мартины.

6.Чапаев и пустота / Виктор Пелевин. — Москва : Вагриус, 2003. — 413, [1] с.; 21 см.; ISBN 5-264-00367-X

      Роман Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» рассказывает о поэте-декаденте Петре Пустоте, который живет одновременно в двух реальностях: в Гражданскую войну, служа комиссаром в дивизии Чапаева, и в современной России 1990-х годов в психиатрической клинике. В обеих реальностях он сталкивается с фигурой Чапаева и другими персонажами, пытаясь понять, где находится истина, и исследуя философские вопросы о пустоте и реальности.  В произведении много ярких аллюзий. Одна из них на роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

7. Виктор Пелевин. – Москва: Эксмо, 2012. — 316, [1] с.; 17 см.; ISBN 978-5-699-59527-3.

      Роман Виктора Пелевина «Числа» рассказывает о жизни бизнесмена Степы, который с детства верит в магию чисел, считает число 34 своим покровителем и боится числа 43. Эта одержимость числами определяет его успехи и неудачи, но в конечном итоге сталкивает его с другими людьми, также руководствующимися своими «числовыми» верованиями, и приводит к неожиданным последствиям в реалиях постсоветской России. Роман сочетает в себе фантастический сюжет с философскими размышлениями о свободе, судьбе и современном обществе.

8. Номер Один, или В садах других возможностей. М.: Эксмо, 2006 г. Серия: Новая Петрушевская.

      Очень много примет литературы постмодерна. Глава первая построена в виде огромного диалога между героями, которых автор пронумеровала Первый и Второй, по своей форме данная глава напоминает пьесу. Некоторые моменты подпадают под жанр триллера. Третья глава построена в форме монолога главного героя, которого Петрушевская и назвала Номер Один. Книга напоминает абсурдистский реализм Чарьза Буковски.

9. Петрушевская, Людмила Стефановна (российская писательница ; драматург ; 1938- ).

Парадоски. Строчки разной длины/ Людмила Петрушевская. — Санкт-Петербург: Амфора, 2008. – 685 с. — ISBN 978-5-367-00628-5

       Драматург и прозаик Людмила Петрушевская пишет также стихи — ведет бесконечный «дневник абсурда» окружающей жизни. В сборник «Парадоски. Строчки разной длины» вошли «Карамзиндеревенский дневник» и «Гордневник», так называемые «Провенансы», то есть короткие поэмы-истории, и «Парадоски» — как бы шутливые законы, по которым вроде бы построена жизнь. Автор пользуется не только традиционной, но и свободной поэтической формой, называемой «верлибром», а еще собственным вариантом старинного раёшника, балаганным, скоморошным стихом.

10.Сорокин, Владимир Георгиевич Очередь / Владимир Сорокин. – Москва: Захаров: Издатель Ирина Евг. Богат, 2007. — 299 с. — ISBN 978-5-8159-0719-5.

      Роман Владимира Сорокина «Очередь» — это повествование, полностью построенное на диалогах и фразах людей в многокилометровой очереди в Советском Союзе.

Книга показывает срез советского общества 80-х годов, отражая его настроения, проблемы и быт через бесконечные разговоры, которые затрагивают всё: от бытовых вопросов до высоких размышлений о поэзии и любви. Очередь выступает как метафора человеческой жизни в целом, а сам роман является экспериментом над русской прозой.

11. Толстая Татьяна Никитична, Круг : Рассказы / Татьяна Толстая. — Москва : Подкова:Эксмо, 2003 (ОАО Можайский полигр. комб.). – 345 с.

      Произведения Татьяны Толстой отличаются признаками литературы абсурда литературно-сказочной метафоричностью стиля, поэтикой  неомифологизма. Неомифологизм в её произведениях проявляется в том, что Толстая использовала фольклорные образы. В рассказе «Свидание с птицей» она использовала русский фольклорный образ — птицу Сирин. Рассказы «Милая Шура» и «Круг» построены на противопоставлении света и тьмы (как жизни и смерти), что после находит отражение в рассказе «Ночь». Смысл антиномии «свет — тьма» в рассказах Татьяны Толстой включает противопоставление духовного и материального, живого и мёртвого, бытового и бытийного, мечты и действительности, вечного и сиюминутного, доброго и злого, сострадательного и равнодушного. Художественные приёмы воплощения идеи смерти в рассказах писательницы близки к эстетике модерна и постмодерна. При  помощи сатиры демонстрируется абсурдность некоторых явлений жизни.

12. Тюльбашева, Светлана. Лес : / Светлана Тюльбашева.  — Москва : Дом историй, Эвербук, 2024.  — (Чердак: готические романы).; ISBN 978-5-0058-0353-5.

            Книга настолько многогранна,  что все видят разные смыслы.  Эстетика абсурдизма ярко выражена в образах главных героев. Например, подменыш. Подменыш в русском фольклоре — это нечистая сила, которая странно себя ведет при взрослении, не становится человеком в итоге, убивает родителей и возвращается в свою среду: к русалкам и лешим, например.

В книге  нет однозначных отсылок к фольклору и мистике, события также  нельзя однозначно назвать реальными. И это балансирование на грани придаёт повествованию изрядную долю абсурда. Например, полиция ищет преступников, приметы которых расходятся при описании разными людьми. 

Надеемся, вам понравятся эти книги.

Павленко О.М., ведущий библиотекарь. 

Связанные изображения: