Обзор документов выставки «Человек перед лицом нравственного выбора» (по страницам отечественной литературы и живописи). В рамках Дня информации «Духовно-нравственные ценности в жизни молодого поколения. Каким я себя вижу сейчас и в будущем».
Тема чтений 2025 года— «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени».
Ростовская–на–Дону городская Централизованная библиотечная система в рамках 30–х Дмитриевских образовательных чтений проводит секцию–эстафету «Книга, слово – источник духовной силы в прошлом, настоящем и будущем». Димитриевские чтения пройдут с 24 октября по 12 ноября. В рамках события в БИЦ имени Н.Г. Чернышевского в составе Дня информации «Духовно-нравственные ценности в жизни молодого поколения. Каким я себя вижу сейчас и в будущем», проводится Обзор документов книжной выставки «Человек перед лицом нравственного выбора» (по страницам отечественной литературы и живописи). Документы выставки экспонируются в библиотеке с 24.10. — по 12.11. 2025.



В рамках юбилейных 30-х Димитриевских образовательных чтений участников события знакомили с документами книжной выставки по теме обзора «Человек перед лицом нравственного выбора» (по страницам отечественной литературы и живописи). Тема чтений 2025 года – «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени». Проблема нравственного выбора: между жизнью и смертью, бесславием и бесчестием — одна из ключевых тем в произведениях, посвящённых Великой Отечественной войне. Художники и писатели отразили в своих работах не только трагедию и страдания, но и силу человеческого духа, волю к победе мужество и патриотизм.
Выставка включала следующие рубрики:
I. Момент истины: цена предательства (По произведениям Василя Быкова и повести Л.Н. Андреева «Иуда Искариот»)
II. Границы милосердия ( по страницам произведений роман-эпопея Василия Гроссмана о событиях Великой Отечественной войны «Жизнь и судьба»), произведений сборника «Поэзия русской зимы»
III. «Кому бесславие, кому бессмертие» (Р.И. Рождественский) – по страницам литературно-художественного издания — книги под редакцией Синельников Н. А. (канд. искусствоведения) «10 картин о войне», А.Ю. Кудрякова «Когда памятник заговорил», В.Г. Распутина «Живи и помни»
IV. «Час мужества пробил на наших часах» (А.А. Ахматова). Включает книги: «Память. О судьбах наших земляков — жителей Дона, бывших заключенных фашистских концентрационных лагерей уничтожения» сост. Л. С. Муратова- 2020, Седов Н. И. «Украденное детство» и рассказ М.А. Шолохова «Наука ненависти» в составе сборника произведений М.А. Шолохова о войне, издание которого было приурочено к 40-летию Победы.
Текст обзора
Тема чтений 2025 года – «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени». Проблема нравственного выбора — одна из ключевых тем в произведениях, посвящённых Великой Отечественной войне. Художники и писатели отразили в своих работах не только трагедию и страдания, но и величие человеческого духа, мужество и патриотизм.
Предложенная тема «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени» удачно объединяет два ключевых аспекта воспитания: просвещение (усвоение знаний) и нравственность (формирование этических ориентиров). Это взаимодействие необходимо для формирования личности, как в процессе получения образования, так и для преодоления современных вызовов, таких как информационная перегрузка и социальные изменения. По сути, просвещение дает инструменты (знания), а нравственность определяет, как эти инструменты будут использованы (этические принципы). И будут ли вообще использованы знания, которые могут повлечь за собой деструктивные (разрушительные) последствия, даже если возникнет соблазн их применить. Впрочем, любое познание — это с одной стороны – добро, с другой – зло. А применение знаний на практике нередко несёт за собой непредсказуемые последствия. Например, основной целью строительства Чернобыльской АЭС была выработка электричества для питания населенных пунктов и предприятий, так называемый мирный атом, и вы знаете, что случилось 26 апреля 1985 года: разрушение реактора четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной около города Припяти. Разрушение носило взрывной характер, активная зона реактора была полностью разрушена, а в окружающую среду выброшено большое количество радиоактивных веществ. Известна трагедия японских городов Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945-го года (боевое применение ядерного оружия). Оружие может нести зло, грех убийства, а может служить целям освобождения и защиты. Одна из евангельских заповедей блаженства (девять наставлений, которые Иисус Христос дал в начале Нагорной проповеди — Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 3–12) говорит о милосердии: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
В Евангелии от Луки Иисус Христос говорит: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч». Как совместить в условиях военного времени милосердие и ненависть? Где границы милосердия? – Сегодня постараемся ответить на этот вопрос. На помощь придут книги. Документы обзора «Человек перед лицом нравственного выбора» (по страницам отечественной литературы и живописи) можно разделить на три рубрики:
I.Цена предательства: момент истины (По произведениям Василя Быкова)
Цитата: «Всё дело не только в корыстном расчете ради спасения своей шкуры, от которого всегда один шаг до предательства» (В.В. Быков «Сотников»). А в чём же ещё? – Всегда важен мотив.
1.Андреев, Леонид Николаевич. Иуда Искариот / Леонид Андреев. — Москва : АСТ, 2021. — 448 с. —ISBN 978-5-17-118455
Начнём с классической истории предательства. Классическая история предательства – это предательство одного из учеников Иисуса Христа. Именно он указал иудейским первосвященникам место, где Иисуса Христа можно было быстро и легко арестовать – во время трапезы в Гефсиманском саду. Его мотив – зависть к популярности Иисуса, жажда личной славы. В последние часы Иуда окружает Иисуса лаской и вниманием. Он услужлив по отношению к апостолам, чтобы никто не помешал его замыслу, никто не должен заподозрить Иуду в предательстве. Теперь имя Иуды навсегда будет связано с именем Христа, теперь люди во веки веков не забудут Иуду, и имя его останется в веках. Так этот евангельский сюжет интерпретирует в своей повести «Иуда Искариот» русский писатель 19-начала 20 века Леонид Николаевич Андреев.
2. Сотников: повести / Василь Быков. – Москва: Издательство «Э», 2016. – 640 с. – (Русская классика). — ISBN 978-5-699-86652-6
В повести Василя Быкова «Сотников» главная тема – цена предательства. Автор показывает, что в экстремальных условиях человеческая сущность обнажается. И тогда перед героями встает вопрос: сохранить жизнь любой ценой, отказавшись от принципов чести и добра, или остаться верным своей совести, даже ценой гибели. На протяжении всей повести несмолкаемо звучит голос совести главных героев, который невозможно заглушить, даже если сберечь жизнь ценой предательства.
3. Быков, Василь Владимирович. Сотников / Василь Быков. – Москва: Эксмо, 2023. – 288 с. — (Всемирная литература).
В сборнике повестей о войне Василия Быкова своим названием среди прочих привлекает повесть «Пойти и не вернуться».
Молодую партизанку отправили на задание. Вслед за ней пошёл парень из отряда. У молодых людей случается роман.
Для девушки это была первая любовь, для парня – преследование определённой цели. Он решил переметнуться к немцам и сдать им партизанку, которую ему не удалось убедить пойти на предательство и заставить переметнуться к немцам вместе с ним.
Когда его план должен был открыться, он попытался убить девушку, но она выжила.
II. Границы милосердия
«Милосердие включает в себя сострадание, поддержку, утешение и отказ от воздаяния злом за зло. Оно основано на эмпатии — способности поставить себя на место другого человека и понять его боль. Если это «не работает» — значит здесь точка невозврата, граница, которую охраняет необходимость справедливого возмездия».
(Тихон, митрополит Симферопольский и Крымский)
1. Гроссман В. С. Жизнь и судьба. М, 1999.
Одной из тем романа эпопеи Василия Гроссмана о событиях Великой Отечественной войны является ненависть к врагам. Гроссман описывает несколько сюжетов.
Как советский разведчик Климов и немецкий солдат, обнаружив, что они укрылись от артобстрела в одной снарядной воронке, не стали убивать друг друга. Как немецкий комендант, пожалев, освободил пленного. Как немцы, попав в окружение в развалинах разрушенного ими Сталинграда, голодая и замерзая, начинают видеть в таких же голодающих и замерзающих жителях города людей, подобных себе. Как жительница освобождённого Сталинграда, наблюдающая за тем, как немецкие пленные достают тела из подвала бывшего здания гестапо и готовая растерзать пленных, неожиданно для себя самой суёт немецкому офицеру кусок хлеба. Раннехристианский мыслитель Тертуллиан писал, что «душа человека, по природе своей, христианка». Выражение «душа христианка» означает, что душа человека по природе своей стремится к добру, любви и милосердию, что созвучно христианскому учению. Но где границы милосердия? Этим вопросом задаётся и Михаил Шолохов на страницах рассказа «Наука ненависти, написанном в июне 1942- го года. Роман «Жизнь и судьба» был написан позже, в 1950—1959 годах, когда память о зверствах фашистов была также остра, но уже менее мучительно свежа.
2. Поэзия русской зимы. – Саб.: Лира, 2024. – 400 с. — ISBN 978-5-907727-61-8
В аннотации к книге Захар Прилепин пишет: «Человек живёт внутри истории только посредством искусства. Русский человек соткан из стихотворения Лермонтова «Бородино» песни «Тёмная ночь». Стихи этой книги, по мнению Захара Прилепина, не уступают стихам поэзии Великой Отечественной. Прилепин продолжает: «Мы ещё не победили зло на поле битвы, но уже победили в душе, нашем сердце. Ведь поэзия – это наша душа». «Мы — из разных весовых категорий». В сборнике собраны стихи молодых российских поэтов, поэтов — участников СВО – сражающихся и поныне и героически погибших: Лауры Цаголовой, Юрий Волка, Дмитрия Трибушного,Дмитрия Артиса и других:
У госпиталя женское начало.
Нас, вырванных у смерти из когтей,
В палате наши женщины встречали,
Выхаживали днями и ночами,
Как заболевших маленьких детей.
Юрий Волк
III. «Кому бесславие, кому бессмертие» (Р.И. Рождественский)
«Мир надо делить не на хороших и плохих людей, а на трусов и не трусов. 95% трусов при слабой угрозе способны на всякие подлости, смертельные подлости. (Варлам Шаламов)
1. Карнаухов, Сергей Сергеевич. Мы пришла за миром. Сильнее смерти. Документальная повесть. Сезон первый (февраль-марь 2022 года). – СПб.: Лира, 2024. –245 с. — ISBN 978-5-907727-22-9
Книгу написал Сергей Карнаухов — ветеран боевых действий, известный ведущий канала " Соловьёв LIVE" много и близко общающийся и с бойцами СВО (героями повести), и с аудиторией книги.
В своей документальной повести, написанной в формате киносценария (вместо глав – эпизоды), автор представляет подлинные истории героев СВО и раскрывает секреты некоторых боевых операций. Эпизоды объединены общими героями.
Повесть продолжает традиции романа М.А. Шолохова «Они сражались за Родину». Графика талантливой художницы Анны Новиковой прекрасно дополняет истории героев, приводя читателя в блиндаж, лесной схрон, на поле брани, в больничную палату, в кабину вертолета, но главное — открывая нам лики прекрасных мужественных людей на войне.
2. Кудряков А. Ю. Когда памятник заговорил. Живые голоса войны. / А. Ю. Кудряков; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2025. – 240 с.
Донской писатель Андрей Кудряков 6 мая представит книгу “Когда памятник заговорил”, в которую вошли как новые, так и уже известные истории жителей области времен Великой Отечественной войны.
Все его рассказы основаны на реальных событиях, их писатель посвятил любви, верности и вере, которые были проявлены в тяжелейших условиях военного времени. По книге снят сериал, который сегодня начнут показывать в эфире федерального телеканала.
В книге ставится вопрос необходимости сохранения исторической памяти. Зачем нужно реставрировать, восстанавливать памятники героям Великой Отечественной, может быть, поставить новые? Как вы думаете?
3.Синельникова Н. А. (канд. искусствоведения) 10 картин о войне [к дню Победы, для чтения взрослыми детям] / Наталья Синельникова; [предисл. Татьяны Филипповой]. — Москва: Clever, 2015. — [16] л. цв. ил., факс., портр.; 34х26. — (История Победы); ISBN 978-5-91982-667-5.
В этом году мы отмечаем 85-летие со Дня Великой Победы. 2025-й год объявлен президентом России Годом защитника Отечества. Великая Отечественная война стала самой кровопролитной частью Второй мировой. Неудивительно, что живопись как самая наглядная форма отражения мира запечатлела самые яркие страницы мужества и героизма советского народа, которые, в свою очередь, являли миру плоды непростого нравственного выбора: между жизнью и смертью, позором и бессмертием. 150 дней обороны Севастополя …
В феврале 1942 года советский художник Александр Дейнека отправляется в район боевых действий … Сделанные им карандашные наброски легли в основу большой картины «Оборона Севастополя». Кроме картины Дейнеки в книгу вошли полотна Аркадия Пластова «Фашист пролетел», Павла Корина «Александр Невский», Петра Кривоногова «Защитники Брестской крепости», Константина Юона «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941-го года.
4. Распутин В. Г. Повести Рассказы. Москва, 2016 (Библиотека Всемирной Литературы) (Библиотека Классической Литературы).
В центре внимания – повесть Валентина Распутина «Живи и помни». Это своеобразная история предательства главного героя, не только дезертировавшего из армии, но и подставившего под удар свою жену, мать… Жена, не выдержав психологического напряжения, кончает жизнь самоубийством.
IV. «Час мужества пробил на наших часах» (А.А. Ахматова)
«Концентрационные лагеря выполняли для нацистов следующие цели: они должны были через устрашение сломить волю к сопротивлению людей. Но люди организовали Движение Сопротивления… Они сопротивлялись ценой собственной жизни, проявив истинное безумство храбрых, непоколебимое мужество…» (Л.С. Муратова)
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова…
1.Память. О судьбах наших земляков — жителей Дона, бывших заключенных фашистских концентрационных лагерей уничтожения. сост. Л. С. Муратова- 2020.
Автор книги — Людмила Степановна Муратова, ростовчанка, юной девушкой познавшая на себе все ужасы гитлеровского фашизма, прошедшая через все кошмары фашистских немецких концентрационных лагерей. Что объединяет героев этой книги? – Лучшую пору своей жизни – юность они провели в гитлеровских фашистских концентрационных лагерях Германии. Мужество и стойкость донских характеров, героев попавших в нечеловеческие условия немецких концентрационных лагерей раскрывают очерки и воспоминания, которые содержатся в этой книге Людмилы Муратовой.
Названия глав очень ёмкие и способны заинтересовать каждого, кто прикоснётся к страницам этой книги. «Его манило небо», «Герой собибирского восстания», «Четырёхлетний узник», «Судьбы шли рядом», «Запечатлённый в бронзе», «Старость меня дома не застанет», «Встреча через 66 лет», «Как я мог всё это выдержать», «Когда мужчины плачут», «Судьбы шли рядом», «Имя Тамара связало жизни русской и немки», «Это сладкое слово – свобода..», «Слепой узник – донор», «Побег из Маутхаузена», «Свет души», «Детство, унесённое войной», «Пережитое», «След тебердинской трагедии», «Трагедия матерей», «С клеймом на груди» «С нагрудным знаком ОСТ», «Старость меня дома не застанет», «Там, где был ад для матерей», «В аду Равенсбрюка», «Оставь надежду всяк сюда входящий», «И взошло над нами красное солнышко», «Искалеченная юность», «И было нам тогда всего тринадцать», «Вешайте фашисты, наши отомстят», «Мама, мама, спаси!» «Последнее испытание», »Возвращайтесь, Родина вас ждёт», «Из нас высасывали кровь», «Не забудем, не простим!». Книга также содержит краткие сведения об соновных фашистских концентрационных лагеря: Дахау, Заксенхаузен, Бухенвальд,Дора, Флоссенбюрг, Маутхаузен, Равесбрюк, Штутгоф, Освенцим,Нойенгамме, Грос-Розен, Берген-Бильзен, Майданек, Натцвейлер, Треблинка, Собибиор, Терезин. Неслучайно эти названия «режут» слух, напоминая о человеческой бесчеловечности. Рассказывается история каждого фашистского лагеря смерти, указано количество прошедших узников, количество умерщвлённых:
Я хочу рассказать о камне одном
Не о том, что в гостиной буржуя
Греет ноги приятным огнём
И где пламя, играет, бушуя.
Что в концлагере страшном построен.
Крематорием здесь называется он,
В нём сгорают, кто слаб и кто болен.
Той дорогой прошли сотни тысяч людей,
Заводили их в камеру с газом
Матерей и отцов
Даже малых детей
Умерщвляли здесь сотнями разом.
Их телами кормили камин вновь и вновь,
Пламя жаркое с дымом мешалось
Так кипела людская невинная кровь,
Но таким же огнём месть рождалась.
Ангелина Сокова, бывшая узница Равензбрюка.
1944-й год.
И да, в книге есть страница творчества, которая объединила поэзию тех, кто вышел из концентрационных лагерей. И тех, кто никогда не увидел свет, оставшись там навечно.
Иван Ковалевский. «Казнь»
Его повесили сегодня. В 5 утра.
В петле закончились последние страданья.
Теперь висит он посреди двора
Всем остальным, как видно, в назиданье.
А что такое
Пленный совершил?
За что
Его повесили фашисты?
–За то,
Что Родину свою любил,
Душой и сердцем оставаясь чистым…
Михаил Авилов «С допроса»
Чтобы не крикнуть,
В кровь кусал я губы;
Чтоб враг не видел слез,
Я их глотал
Выплевывал я зубы,
Но на колени перед ним
Не стал.
Я, в кровь избитый,
Не стонал, не плакал,
Но все же мне почувствовать пришлось,
Что вкус у слез и крови — одинаков:
Соленый вкус
У крови и у слез.
Недешев этот вкус солоноватый…
Пусть бьет палач,
Мы перетерпим боль,
Но вспомним все,
Когда придет расплата —
Узнает он —
Почем такая соль.
Режим в лагерях был рассчитан на то, чтобы как можно быстрее убить человека, попавшего туда. Кормили заключённых отвратительно: утро – 0,33 литра эрзац-кофе, в обед – 0, 75 литра пойла из травы и картофельных очистков. Вечером – 50граммов смеси опилок и глины, именуемых хлебом и кофе, как утром. На таком пайке люди очень быстро превращались в живые скелеты, ходили, Несмотря на всю тяжесть положения и жестокость режима в лагерях, узники разных национальностей и политических убеждений создавали организации сопротивления фашизму. Активную антифашистскую борьбу вели советские патриоты, оказавшиеся в фашистском плену в фашистских концлагерях. «Никогда снова», — гласила надпись над входом в лагерь смерти Маутхаузен. Это значило: выйти из Маутхаузена можно было только через трубу крематория. Но узники бежали, саботировали работу на предприятиях, выпускающих авиационные бомбы, на угледобывающих шахтах. Это был их вклад в победу. В книге рассказывается о наших земляках – героях фашистского сопротивления: Владимире Алексевиче Хмарине, Фёдоре Фёдоровиче Михайличенко, Ольге Игнатьевне Осадчей, Алексее Владимировиче Товеле и о многих других. Ростовчанин Алексей Леонидович Руденко вспоминает: «Самым мучительным и опасным было возвращение в лагерь с работы. Узники не держались на ногах. Чтобы не упасть, они держались друг за друга и так шли к лагерю. Анатолий Герш служил в Белоруссии, попал в плен, оказался в Маутхаузене. Он вспоминает лестницу смерти в Маутхаузене. Горе тому, кто споткнется или оступится на одной из её 186-ти ступенек, ведущих вверх. С дубинками мчались к нему эсэсовцы, били остревенело, беспощадно, приговаривая: «Это тебе за Москву! Это тебе за Сталинград!» Били насмерть, вымещая на беззащитных жертвах злобу за поражения армий на восточном фронте. В фашистских концлагерях содержались дети из бывших республик Советского Союза. Надежда Григорьевна Авдеева из Витебска свидетельствует: «В Освенциме было четыре крематория, которые работали день и ночь. Если выпадал снег, то он был серым. А не белым. Ничего у фашистов не пропадало, даже человеческий пепел шёл на удобрения. Утром родителей уводили на тяжёлые работы, а дети оставались в бараке. Зимой было очень холодно, мы мёрзли. Как-то мы пошли к зданию крематория – решили погреться в ещё тёплой золе. Мы были маленькими, ещё много не понимали. Конечно, нас поймали, жестоко избили и чудом не бросили в печь. Мы с трудом смогли доползти до барака. Детей и молодых узников концентрационных фашистских лагерей использовали в нечеловеческих экспериментах, как подопытных животных. Испытывали на них воздействие боевых отравляющих веществ, ядов, вырезали жизненно-важные органы.
Вот как об этом вспоминает Галина Петровна Омельчак (Кирик). «Прежде всего меня обрили на лысо и состригли мою густую косу :
Коса твоя – краса твоя
Так мама говорила,
Косу чесать, косу ласкать
И вырастить на диво,
Где ты коса моя –
На складе Освенцима.
Если посетите музей Освенцима, то увидите гору волос – среди них , вероятно, и коса Галины.
Одна из глав книги посвящена судьбе Клавдии Ивановны Сисюкиной. Юной девушкой она была угнана в Германию в 1942 году из Ростова-на-Дону. Её отправили на фабрику «Декель-Сименс». В ноябре 1944 года вместе с подругой Соней Клавдия совершила второй побег филиал фабрики. Первый побег был ранее, из лагеря в Дохау. Их задержали, жестоко избили . С 5 декабря 1944 года Клавдия сидела в тюремной камере. В апреле 1945 год узники услышали: «Выходите, вы свободны!» Истощённые, измученные голодом, но оставшиеся в живых, девушки вышли и плакали от радости. Врачи провели медосмотр, вылечили её раны. 99-летняя Клавдия Ивановна Сисюкина проживает в Первомайском районе города Ростова-на-Дону. В книге также рассказывается и об Александре Печорском. После войны Александр проживал в Ростове-на-Дону. Его именем была названа одна из улиц города.
2.Седов Н. И., Украденное детство. Н. И. Седов- 2020. – 120 с.
Рассказ о том ужасе, что пережили подростки и дети в годы Великой Отечественной войны, как выживали и поддерживали друг друга, как помогали Движению, рискуя жизнью, подвергаясь побоям и унижениям. Из подростков делали доноров жизненно важных органов. В основе книги лежат свидетельства живых участников событий. Николаю Ивановичу Седову довелось пройти через три фашистских концлагеря. Книга также основана на материалах Нюрнбергского процесса. Некоторые факты о героях книги. Одному из узников было 4 года, о другом герое книги — Викторе Николаевиче Украинцеве написал очерк Даниил Долинский. Работал на фармфабрике, организовывал «сбыт» лекарств партизанам , будучи заключённым в польском и украинском лагерях, портил производимое оружие и технику. Ростовчанин Иван Терентьевич Косарский – саботажник, «запчатлённый в бронзе» Алексей Владимирович Товель — взрывал фашистские ракеты на полигоне в Доре. Александр Лапин рисовал в лагере листовки.
3. Шолохов М. А., Проза и публицистика о войне. Михаил Шолохов- 1985. – 287 с.
Книгу выдающегося писателя М.А. Шолохова, изданную к 40-летию Победы над фашизмом, составили произведения о Великой Отечественной войне. Рассказ «Наука ненависти» просто, наглядно и доходчиво рассказывает о том, почему недопустимо милосердное отношение к врагам, например, к фашистским военнопленным.
Подготовил Павленко О. М., ведущий библиотекарь