День памяти ростовской поэтессы Натальи Апушкиной

      Комментарии к записи День памяти ростовской поэтессы Натальи Апушкиной отключены

23 июля — день рождения ростовской поэтессы Натальи Борисовны Апушкиной (1936—2005). Долгие годы тесные творческие контакты связывали поэзию Натальи Апушкиной и музыкуСергея Халаимова. Именно он предоставил материалы для этой статьи. Из совместного творчества двух талантливых наших земляков родилось немало интересных песен.
Предлагаем вниманию одну из них — «Весенний дождик» . Исполняет Наталья Абрамова.
Сборник стихов Натальи Апушкиной «Светлые тревоги», некоторые стихотворения из которого мы публикуем здесь, предваряет вступительная статья Н.М. Скрёбова:
«НЕ ИГРАЯ С МИРОМ В ПРЯТКИ»
Читателя, который заинтересуется этой книгой, ожидает открытие света. Нет, не о кругосветном путешествии речь, хотя встретятся ему и празднично пылающие корабли, и капитан из девичьих грез, пришедший «сквозь шквалы, сквозь преграды подводных скал» с опозданием на двадцать лет… И даже традиционная для странствий бутылка, таинственно скользящая по волне. Встретится остров, правда, не затерянный где-то в океане, а вполне доступный ростовчанам Зеленый остров на Дону. И горы Шварцвальда впишутся в скромный ландшафт родных для Натальи Апушкиной степей российского юга. Возникнет и вопрос: «Для чего земля кругла?» И в каждом отдельном случае совершится маленькое открытие, как и подобает в мире поэзии, но я об открытии другом, главном.
«Свет безгрешный и высокий» в одном стихотворении, «милый, чистый, далекий свет» в другом, «серебряный тихий свет» в третьем, «мощный свет свободного огня» в завершающем книгу стихотворении «Счастье»… Насквозь пронизана светом вся знакомая мне лирика поэтессы, впервые собранная под книжной обложкой. И на обложке-то сочетание слов «Светлые тревоги» совсем не случайно и не в угоду вящей оригинальности, оно не «завлекает», а чистосердечно приглашает к тому, что есть в книге. А есть в ней прежде всего обостренное светоощущение и среди многих высвеченных искренностью тревог – такая, тоже не случайная: «Утратить свет куда страшнее смерти».
Признаюсь, до встречи со стихами Натальи Апушкиной на рубеже 70 – 80-х годов (этим душевным приобретением, как и многими другими, я обязан опекавшей тогда молодых литераторов Дона Елене Нестеровой), мне еще не приходилось так вот сразу, с первых строк почувствовать именно свет поэтического дарования. Он излучался добротой, открытостью, исповедальным безлукавством, даже какой-то щемящее бравшей за сердце незащищенностью. В ту пору непомерно идеологизированного подхода к поэзии со стороны всякого рода инстанций, от которых зависела издательская практика, трудно было предположить, что глубокая человечность этого света будет оценена по достоинству. Но как хотелось верить в лучшее!
«Нежно, горько и светло о несбывшемся печалясь», поэтесса продолжала работать над стихами, в которых и «предчувствие светлых минут», и «между радостью и болью легкокрылое паренье», и мечта о счастье («Ты не придешь ко мне весной…», «Я платок накину, выйду к клену…»), и горькие открытия: «самой себе рассказанные сказки, самой себе навязанная роль», и вера «до последнего звука в ушах» в добро, в порядочность, в то, что «страшно струсить, погибнуть не страшно, важно выстоять, кровь – ерунда» и что «живому чувству нужно только слово, в живой душе рожденное тобой».
Слово рождалось и находило отклик. Случалось – у читателей не только ростовской периодики, но и столичных альманахов «Поэзия», «Истоки», у слушателей весьма популярного дуэта Инны Карлиной и Владимира Новоженина, случалось – и у радиослушателей… «Только этого мало», как сказал по другому поводу (но лучше не скажешь!) Арсений Тарковский.
А достаточно ли книги, которая теперь попадет в руки читателя? Думаю, это зависит от рук – насколько они будут подельчивы с другими. От глаз – как внимательно прочтут. От сердец – отзовутся ли болью на боль, радостью на радость, сочувствием на тревоги, благодарностью – на открытость взволнованной души, ни словом, ни помышлением не играющей с миром в прятки… Собственно, и самому автору, судя по стихотворению «Одуванчик», нужно от этой книги не так уж много:
Лишь бы знать, что не зря по свету
Бродят думы твои и сны,
Что взойдет твое слово где-то
Золотым огоньком весны.
Николай Скрёбов 2989 год.

Может быть, именно такой огонек, вспыхнувший благодаря дуновению окрыленных надежд, явился когда-то источником света, который Наталья Апушкина щедро и трепетно дарит людям.
Стихотворения из сборника получили новую жизнь благодаря прекрасным песням С.А. Халаимова («Для чего земля кругла», «Каким он был последний час покоя?») Песни звучат в библиотеке на встречах со школьниками, на заседаниях клуба «Окраина».

Итак, стихотворения из сборника.

ДЛЯ ЧЕГО ЗЕМЛЯ КРУГЛА
Памяти Елены Нестеровой

Для того земля кругла,
Чтобы звезд на всех хватило,
Чтобы солнце всем светило
И заря у всех была.

Для того земля кругла,
Чтобы путника дорога
Вновь до милого порога
Через бури довела.

И еще земля кругла,
Чтобы все мы друг для друга
Были в самом центре круга,
Круга доброго тепла.

Чтоб со всех сторон земли
Дружба шла от брата к брату,
Чтобы люди с края хату
Даже строить не могли.

* * *
Борису Куликову

Тихо тянутся туманы
От укромного залива.
На рассвете, раным-рано,
Черт болотный варит пиво.
Вот он, скрючившись корягой,
Сыплет лапой узловатой
В наговоренную влагу
Трав придонских ароматы.
Льет прохладу ночи сонной,
Терпкий жар дневного зноя,
И в смеющиеся волны
Плещет варево хмельное.
Гость далекий, безучастный,
К нам забредший мимоходом,
В час рассветный, в час опасный
Ты не пей из Дона воду.
Из любого края света
Силой властной, зовом внятным
Колдовское зелье это
Уведет тебя обратно.
Грудь стеснит тоской бессонной,
Память нежностью расцветит…
Я сама пила из Дона
Раным-рано, на рассвете.

* * *
Каким он был, последний час покоя?
Плыла заря над розовой рекою,
Медлительно текла ночная мгла.
И всё ясней виденьем горделивым
Вставал зеленый Киев над обрывом,
Торжественно сияли купола.

С Днепра ползли пушистые туманы
И падали на тихие поляны
Живой росой, суля погожий день.
И солнце величавое всходило.
Но в этот миг спокойный лик светила
Перечеркнула траурная тень.

А мир еще не тронула тревога,
И важный шмель, изладившись к полету,
Жужжал, гудел, как низкая струна.
И заспанная девочка с порога
Махала вслед чужому самолету…
Упали бомбы. Началась война.


* * *
Николаю Скрёбову

История прессует годы в даты.
Приходит срок – и временем-горой
Засыпаны гремевшие когда-то
Тиран, мудрец, и рыцарь, и герой.

Течет совсем не сказочная Лета,
И бег ее не обратится вспять.
Всё в мире смертно. Лишь одним поэтам
Доверено бессмертье даровать.

Всё поглощает, всё сжигает тленье,
Столетья растворяются во мгле,
Но не померкнет чудное мгновенье,
Покуда любят люди на земле.

9 МАЯ
Не спать девчонкам нынче до утра.
На улицах веселье до рассвета.
Взлетают в небо пестрые ракеты,
Сверкают в облаках прожектора.
Не спать девчонкам нынче до утра.

И мамам их не спится до утра.
Им видится до самого рассвета:
Висят на небе белые ракеты
И шарят в облаках прожектора.

Мучительный их свет – в который раз –
Вновь вызвал всё, что память затаила.
Тогда им тоже восемнадцать было,
Как девочкам, танцующим сейчас.

Им вспоминать сегодня всё больней
Отцов, ушедших, чтобы не вернуться,
Сестер, уснувших, чтобы не проснуться,
До срока поседевших.


https://vk.com/audio756555244_456239022_7a1276a0e7c2f..
Ниже размещена фотография обложки бумажного издания сборника Натальи Апушкиной «Светлые тревоги» (Ростоиздат, 1990 г.)
В работе над выпуском сборника принимал участие С.А. Халаимов.

Ведущий библиотекарь О.М. Павленко

Связанные изображения: