Литературно-музыкальная программа «Всё начинается с любви»

      Комментарии к записи Литературно-музыкальная программа «Всё начинается с любви» отключены

Здравствуйте, друзья!

Даже те, кто не знаком с книгами Роберта Рождественского  и не слышал о поэмах «Реквием», «Письмо в тридцатый век» и «210 шагов», выросли под «погоню в горячей крови», не отходили от телефона, повторяя как заклинание «позвони мне, позвони», и отсчитывали мгновения вслед за Штирлицем – Тихоновым. 20 июня 2022 года, в день 90-летия Р.И. Рождественского, сотрудники БИЦ имени Н.Г. Чернышевского приглашают посетителей блога принять участие в литературно-музыкальной программе «Всё начинается с любви!». Вы узнаете интересные факты из жизни поэта и ещё раз услышите знакомые стихи.

Все начинается с любви…

Твердят: «Вначале было слово…»

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!..

Роберт Рождественский

Роберт Рождественский – удивительный поэт, подкупающий своей искренностью. Всё у него получалось талантливо. Обо всём умел говорить просто: о любви, о стране, о человеке.

            Родился будущий поэт 20 июня 1932 года в селе Косиха Алтайского края в семье военнослужащего.

Родился я в селе Косиха.

Дождливым летом. На Алтае.

А за селом синело поле

и пахло ливнем переспелым…

Родной отец Роберта – Станислав Никодимович Петкевич – потомок ссыльных поляков, офицер НКВД. Мальчик плохо помнил отца, потому что в 1937 году родители разошлись. В 1941-м он ушёл на фронт, погиб в Латвии, где и похоронен в братской могиле. Мать будущего поэта Вера Павловна была до войны директором школы в Косихе, параллельно училась в Омском медицинском институте, который окончила за пять дней до начала войны. В первые дни войны была призвана в армию полевым хирургом.

С винтовкой мой папа уходит в поход.

Желаю, любимый, побед!

И мама зелёную сумку берёт,

Уходит с сестрой в лазарет.

Из воспоминаний поэта: «В начале войны, когда родители ушли на фронт, потрясённый всем происходящим, я написал стихи, которые увидел учитель. Они были опубликованы в газете, естественно, не потому, что мастерски написаны. Это были слова десятилетнего пацана. Слова, которые могли бы сказать миллионы мальчишек и девчонок, чьи родители ушли на фронт».             После мобилизации родителей Роберт остался с бабушкой. Вскоре она умерла.  Мать выпросила отпуск, чтобы забрать Роберта с собой и оформить его как сына полка. Перешили на мальчика военную форму, поехали на фронт. «Две недели ехали, — вспоминает Роберт Рождественский. — Я был дико горд – проехать полстраны в военной форме! На каждой станции ходил вдоль вагона. Но … мать испугалась и оставила меня в детдоме. Обидно было до смерти, что на фронт не попал. Потом пришёл дяденька, стал звать в военно-музыкальное училище. Опять же – форма. Так я стал воспитанником Красной Армии. Дудели в трубу до посинения». Сразу после окончания войны Вера Павловна приехала за сыном с новым супругом, однополчанином Иваном Рождественским. Так Роберт получил отчество и фамилию отчима, сумевшего заменить мальчику родного отца. Война не отпускала поэта всю жизнь. Да разве можно это забыть?! На письменном столе Рождественского старая фотография. На ней шесть очень молодых, красивых парней. Это  шесть братьев матери. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему – 29. Все они ушли на фронт. Шестеро. А с фронта вернулся один. Кем бы они стали? Они успели стать только солдатами. И погибнуть. Поэму «Реквием», по признанию Роберта Рождественского, он написал и для этих шестерых. Писал и чувствовал свой долг перед ними, вину. Хотя, конечно, виноват только в том, что поздно родился и не успел повоевать.

Помните!

Через века, через года,

помните!

О тех, кто уже не придет

никогда,— помните!

            Творческая биография Роберта Рождественского началась с публикации нескольких его «взрослых» стихов в Петрозаводском журнале «На рубеже» в 1950-м. Тогда поэту исполнилось 18. В этом же году он сделал попытку поступить в Московский литературный институт, но она оказалась неудачной. «Решил махнуть рукой на поэзию. Поступил учиться в университет города Петрозаводска. Почти с головой ушёл в спорт. Ездил на всяческие соревнования, полностью ощутил азарт и накал спортивной борьбы. Это мне нравилось. И казалось, что все идёт прекрасно, но… Махнуть рукой на стихи не удалось». В 1951 году со второй попытки Роберту удалось поступить в Литинститут. Жизнь в институте кипела. На лестнице читали друг другу стихи, тут же оценивали. То и дело было слышно: «Старик, ты – гений!». Большим везением стало то, что в это время в институте обучалось созвездие молодых талантливых поэтов, каждый из которых имел яркую индивидуальность и собственную гражданскую позицию. Кроме Рождественского в это число входили  Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко. Позже, когда к ним присоединились Андрей Вознесенский и Булат Окуджава, образовалась знаменитая «золотая пятерка», способная собирать стадионы, заражать людей поэтическим пафосом, утверждать и отстаивать свои гражданские позиции.

Так хочется…

Кто мал, того не унижать,

А кто велик — не поклоняться.

Страсть за любовь не принимать,

И над убогим не смеяться.

Остановиться, помолчать,

И не ломать с замками двери,

Глухому в ухо не кричать…

А просто Быть, Любить и Верить!

            За время учёбы  поэт увлечённо и много писал. Это позволило ему по окончании института издать свой первый сборник стихов «Флаги весны». Затем последовали «Моя любовь» и «Испытание». Каким был Роберт Рождественский? Он ворвался в жизнь свежим ветром перемен. Его цитировали, обожали, буквально носили на руках. Книги расхватывались, творческие вечера проводились при полных залах. Жизнелюбие было определяющей, главной чертой ровесников поэта. И он прекрасно сумел передать в своих стихах это неотъемлемое качество своего поколения.    За многими стихами Рождественского своя реальная история. 6 апреля 1966 года у истребителя, которым управляли капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов, внезапно заглохли оба двигателя, и самолет должен был упасть на один из густонаселенных районов Берлина. Однако советские летчики сумели увести самолет за черту города, он упал в озеро. Оба летчика погибли. Молодой поэт написал об этом подвиге стихотворение и обратился к композитору Оскару Фельцману с предложением положить его на музыку. Рождественский объездил почти весь мир, считая, что поэт должен путешествовать, познавать всё новое и писать об этом. Однажды он даже побывал на Северном полюсе, на советской дрейфующей станции. «Станция состояла из девяти домиков. Стояли они на льдине, образуя улицу – четыре с одной стороны, пять – с другой. Я помню общее собрание полярников, – очень бурное и длинное: на нём самой северной улице в мире давалось имя.  Какой-то остряк-лётчик привез из Москвы номера, которые вешаются на домах в столице. Номера были торжественно прибиты к домикам и на каждом из них мы написали название улицы: «Дрейфующий проспект». Эта поездка произвела на поэта огромное впечатление – несколько лет спустя он выпустил книгу стихов, которую так и назвал – «Дрейфующий проспект». Но всенародную известность Роберт Рождественский получил как поэт-песенник. Ещё будучи студентом, он познакомился с молодым композитором А. Флярковским. Так появилась первая песня на его стихи «Твое окно». В дальнейшем песенное творчество прочно увлекало поэта, несмотря на то, что оно не считалось серьёзным и почитаемым среди поэтов. К счастью, Рождественский не разделял этого мнения, поэтому мы получили много прекрасных песен. Трудно назвать композитора, с которым бы не сотрудничал в разные годы Роберт Иванович. Его соавторами были: Арно Бабаджанян, Раймонд Паулс, Микаэл Таривердиев, Александра Пахмутова, Максим Дунаевский, Владимир Шаинский и многие другие.

Вместе с композитором Давидом Тухмановым создал «Олимпийский гимн», который звучал на церемонии открытия летних Олимпийских игр 1980 года в Москве.

Реет в вышине и зовёт олимпийский огонь золотой.

Будет Земля счастливой и молодой.

Нужно сделать всё,

Чтоб вовек олимпийский огонь не погас.

Солнце стартует в небе как в первый раз.

Трудно представить многие культовые фильмы без песен на стихи Рождественского: «Неуловимые мстители», «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал».

Не проходило ни одного конкурса «Песня года», в котором не было бы произведений на стихи Р. Рождественского. Многие слова из этих песен, в дальнейшем, стали считаться народными, что служит лучшим их признанием.

Всего на стихи Рождественского было написано несколько сотен песен. За всю свою жизнь поэт выпустил более 70 собраний произведений. Это невероятное количество, которое считается творческим наследием России. В 1970-х годах 20 века поэт вёл телепрограмму «Документальный экран». Роберт Рождественский был составителем первой в СССР публикации работ стихов Владимира Высоцкого, которая была издана в 1981 году и получила название «Нерв». В фильме «Мне 20 лет» Роберт играет самого себя и читает со сцены свои стихи. Талант и яркое творчество Роберта Рождественского неоднократно получало признание в виде правительственных наград и премий: Государственная премия, Ленинского комсомола, «Золотой теленок», орден «Знак Почёта», орден Ленина, орден Октябрьской революции.  20 июня 1997 года в честь Р.И. Рождественского астероиду, открытому в Крымской астрофизической обсерватории, присвоено наименование «5360 Rozhdestvenskij».

Жизнь Роберта Рождественского – всего лишь мгновение, как и жизнь каждого из нас, в необъятной Вселенной. Однако этот человек оставил бессмертное наследие не только своим родным, но всем русскоговорящим народам, которые по сей день наслаждаются его творчеством.

Тихо летят паутинные нити.

Солнце горит на оконном стекле…

Что-то я делал не так?

Извините: жил я впервые на этой Земле.

Я ее только теперь ощущаю.

К ней припадаю. И ею клянусь.

И по-другому прожить обещаю, если вернусь…

Многие песни композитора Роберта Рождественского, написанные в творческом союзе  с известными советскими композиторами, ставшие поистине народными,  вдохновляют и  современных исполнителей.

В исполнении Ансамбля ветеранов при  Духовно-просветительском центре Ростовского кафедрального собора «Белые крылья» при участии члена литературно-музыкального клуба «Окраина» Людмилы Громоглазовой  прозвучат песни на слова Роберта Рождественского и  музыку Марка Фрадкина «За того парня»; Евгения Птичкина «Даль великая, даль бескрайняя» и  «Эхо любви»; Оскара Фельцмана «Старые слова» и «Огромное небо».

Спасибо за внимание!

Зав. сектором Смыкова С.И.

Связанные изображения: