День писателя «Певец природы и души» (130 лет со дня рождения К.Г. Паустовского)

      Комментарии к записи День писателя «Певец природы и души» (130 лет со дня рождения К.Г. Паустовского) отключены

31 мая 2022 года, к 130-летию со дня рождения К.Г. Паустовского, сотрудники БИЦ Н.Г. Чернышевского приглашают посетителей блога принять участие в Дне писателя «Певец природы и души». В ходе мероприятия будет представлен портрет Константина Георгиевича, прозвучат отрывки из лучших рассказов замечательного мастера русской прозы. Также Вы узнаете интересные факты из жизни писателя. Например, что Паустовский работал кондуктором на московском трамвае. Или как Марлен Дитрих упала на колени перед писателем. А игровая программа предоставит возможность проверить школьные знания о творчестве классика.

Его жизнь – захватывающая история, полная приключений, а всё потому, что ему было суждено начать карьеру до революции, пережить её и получить признание в советские годы.

Константин Паустовский родился 31 мая 1892 года  в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, «был неисправимым мечтателем и протестантом», из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, семья распалась, и Константин вынужден был самостоятельно зарабатывать на жизнь и учёбу репетиторством. В 1911 году Константин написал свой первый рассказ, который был напечатан в киевском литературном журнале «Огни». По окончании гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевёлся в Московский. Первая мировая война прервала учёбу, пришлось работать кондуктором на московском трамвае. В автобиографической «Повести о жизни» Константин Паустовский вспоминал о том времени. Грозой всех кондукторов был старик со сторублевой ассигнацией. Каждое утро он садился в трамвай и протягивал кондуктору эту крупную купюру. Но у кондуктора, разумеется, не было сдачи. Хитрый старик и не требовал размена. Он покорно выходил на первой же остановке и садился в следующий трамвай. И все повторялось снова. И так «зайцем» хитрец ездил на службу постоянно. Но Паустовский оказался хитрее. Он под расписку получил в кассе трамвайного парка сто рублей мелочью. И когда хитрый старик привычно протянул сторублевую купюру, Паустовский неторопливо отсчитал 99 рублей 95 копеек мелочью. Больше этого «зайца» в трамваях не встречали… Потом были годы скитаний. Константин Георгиевич поменял много профессий: был рабочим на металлургических заводах в Донбассе и Таганроге, рыбаком, служащим. Но главной стала журналистика. «Писательство соединяло в себе все привлекательные профессии мира… и стало моей единственной, всепоглощающей, порой мучительной, но всегда любимой работой» – вспоминал Паустовский. В годы Великой Отечественной войны Паустовский был военным корреспондентом, писал очерки и рассказы. После войны преподавал в Литературном институте, вёл семинар прозы, у него было немало учеников. Паустовский много ездил по стране.  «Желание всё знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных событий и столкновений человеческих страстей» дало богатый материал не только для журнальных и газетных очерков, но и будущих произведений писателя. «Почти каждая моя книга – это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга», – говорил он. Самым плодотворным и счастливым для писателя оказалось знакомство со средней полосой России. «Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей» – вспоминал Паустовский. Но самым любимым местом на земле была Таруса. «…Места вокруг Тарусы поистине прелестны, они погружены в чистейший легкий воздух… Тарусу давно следовало бы объявить природным заповедником…» — напишет Паустовский. Похоронен писатель на крутом берегу над рекой Таруской под большим дубом.

В 1978 году одну из малых планет назвали Паустовский – в честь писателя. 31 мая в  Тарусе вот уже 30 лет ежегодно проводятся праздники К.Г. Паустовского. Почитатели таланта писателя приносят на могилу цветы и корзину с еловыми шишками. Почему корзину с еловыми шишками? Да потому что один из лучших лирических рассказов Паустовского так и называется «Корзина с еловыми шишками». Рассказ наполнен музыкой и красотой, и открывает перед нами «то прекрасное, чем должен жить человек».

Книги Паустовского учат нас верить в добро и красоту, любить родную природу, видеть в обычном необычное, уметь фантазировать.

История двух фотографий: как Марлен Дитрих упала на колени перед Константином Паустовским.

Марлен Дитрих очень любила читать, и любимые писатели были для неё настоящими небожителями. Уже став известной актрисой, Дитрих познакомилась с важными прозаиками XX века – Эрнестом Хемингуэем и Эрихом Марией Ремарком. Ещё одним писателем, который покорил читательскую душу Дитрих, стал Константин Паустовский. Долгое время актриса мечтала о знакомстве с ним, но только в 1964 году её желание исполнилось. Марлен Дитрих в рамках своего мирового турне приехала с концертами в Советский Союз. В аэропорту кинодиву окружили журналисты с камерами и вопросами. «Что или кого вы хотели бы увидеть в СССР?», – спросил кто-то из репортеров. Ответ на банальный вопрос оказался неожиданно искренним. Дитрих поведала им о своей любви к Паустовскому. Марлен Дитрих была любимой актрисой Константина Георгиевича, пропустить её выступление в Москве он просто не мог. Резко против этого выступали врачи – они считали, что Паустовский еще не до конца восстановился после инфаркта, однако писатель настоял на своём и отправился на концерт. …И вот при громадном скоплении народу вечером на сцену ЦДЛ вышел, чуть пошатываясь, худой старик. А через секунду выбежала легендарная звезда, и вдруг, не сказав ни единого слова, молча упала перед ним на колени и начала целовать его руку. Потом Марлен Дитрих тихо объяснила, что самым большим литературным событием в своей жизни считает рассказ советского писателя Константина Паустовского «Телеграмма».  Короткая грустная история о молодой женщине, переехавшей в город и забывшей живущую в деревне мать, поразила её. «С тех пор я чувствовала, как бы некий долг – поцеловать руку писателя, который это написал. И вот – сбылось! Я счастлива, что я успела это сделать». На память об этой встрече Марлен Дитрих оставила писателю снимок с автографом. В ответ Константин Георгиевич подарил свой сборник «Потерянные романы» с подписью: «Марлен Дитрих, если я напишу рассказ, подобный «Телеграмме», то я позволю себе посвятить его Вам».

Если Вы ещё не знакомы или малознакомы с произведениями К.Г. Паустовского, прочтите хотя бы один из рассказов. И тогда уже не оторвётесь…

Громкие чтения «Паустовский о писательском искусстве».

И. А. Бунин писал, что испытывал редкую радость, читая Константина Паустовского. 31 мая 2022 года, к 130-летию со дня рождения писателя, сотрудники БИЦ  имени  Н.Г. Чернышевского  в рамках Дня писателя «Певец природы и души» провели Громкие чтения «Паустовский о писательском искусстве». Мы предлагаем читателям отрывки из лучших рассказов замечательного мастера русской прозы Константина Паустовского (1882-1968). В представленных произведениях писателя лиризм в описаниях природы и литературного творчества сочетается с высоким профессионализмом талантливого рассказчика.

Сотрудники БИЦ имени Н.Г. Чернышевского приглашают посетителей блога принять  участие в игровой программе «Путешествие в мир Паустовского».

Викторина «С любовью ко всему живому».

Пазл «Барсучий нос».

Пазл  «Дремучий медведь».

Спасибо за внимание!