Добрый день! Сотрудники БИЦ имени Н.Г. Чернышевского предлагают вашему вниманию Литературный калейдоскоп под названием «Медаль Леонардо да Винчи». Мероприятие посвящено 570-летию со дня рождения Леонардо да Винчи (1452-1519), итальянского живописца, ученого эпохи возрождения.
Леонардо да Винчи был одной из самых ярких и загадочны личностей, в истории человечества. Выдающийся рисовальщик, превосходный живописец, гениальный инженер и прозорливый фантаст – он намного опередил своё время.
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года. Он был незаконнорожденным сыном молодого нотариуса Пьеро да Винчи и некой Катарины, не то крестьянки, не то хозяйки таверны. Нам практически ничего не известно о ней, хотя жизнь Пьеро достаточно хорошо документирована. После рождения Леонардо он сделал успешную карьеру во Флоренции и четырежды женился, произведя на свет, помимо своего первенца, ещё 11 детей. Леонардо воспитывался в доме отца. О том, как прошло детство Леонардо, мы тоже ничего не знаем. Известно, что юный Леонардо отличался крепким телосложением, красотой и пытливым умом. При этом он получил довольно поверхностное образование – впоследствии художник сожалел, что так и не выучил латынь, а этот язык был в те времена основой обучения. Впрочем, уже тогда Леонардо проявил незаурядные математические способности, прекрасно пел и играл на лире, замечательно рисовал. В возрасте 15 лет Леонардо стал подмастерьем, у одного из прославленных флорентийских художников – Андреа дель Верроккио (ок. 1435-1488). Верроккио был не только знаменитым художником итальянского Ренессанса, но и талантливым педагогом. Начинал он как мастер-ювелир, известность же ему принесли скульптура и живописные работы. Кроме того, Верроккио почитали как выдающегося инженера.
Он с удовольствием занимался со своим новым учеником, радуясь совпадению их интересов. К сожалению, совпадали и их недостатки. Так, ни учитель, ни ученик не пожелали глубоко изучить фресковую технику. Если бы Леонардо писал фрески традиционным способом, то его великие работы «Тайная вечеря» и «Битва при Ангиари» дошли бы до нас в первозданном виде. Звание мастера живописи Леонардо получил в 1472 году, но до 1476 года оставался у Верроккио, это было связано с какой-то совместной рабой.
1481 годом датируется первый большой заказ Леонардо. Ему поручили написать картину «Поклонение волхвов» для алтаря монастыря Сан — Донато а Скоето близ Флоренции. Он так и не закончил её, что, впрочем, характерно для всей его художнической карьеры. Но, работая над образом, Леонардо успел продвинуться достаточно далеко, чтобы о нём заговорили как о непревзойдённом мастере в передаче жестов и эмоций. Одной из причин, заставивших Леонардо бросить эту работу, стал его переезд из Флоренции в Милан на службу при дворе герцога Людовико Сфорца, деспотического правителя города, получившего из-за своей смуглой кожи прозвище «Моро» (то есть «Мавр»).
Здесь Леонардо провёл почти двадцать лет. Из письма, адресованного им герцогу, можно понять, что он был не только и не столько придворным художником, но, прежде всего, военным консультантом Сфорца. В том, что художник занимался чем-то помимо живописи, нет ничего удивительного, это было распространённой в те времена практикой. Поражает другое – невероятный кругозор Леонардо и прозорливость его мысли. Среди его военных проектов отметим «закрытые повозки, безопасные и неприступные» (прообраз современных танков) и многозарядное огнестрельное орудие на вращающейся турели (прообраз пулемёта). Но технические проекты Леонардо слишком опережали своё время, не внушая доверия современникам. Сфорца не считал нужным тратить деньги на сомнительные, по его мнению, эксперименты. Однако, он высоко ценил талант Леонардо как изобретателя всевозможных сценических приспособлений и искусного мастера фейерверков, устраиваемых в честь разнообразных праздников. К подобным событиям во времена Ренессанса относились очень серьёзно, и каждый правитель стремился к тому, чтобы устроенный им праздник затмевал своим великолепием праздники конкурентов. Сфорца делал Леонардо и художественные заказы. Одним из них была большая конная статуя отца Лодовико. Леонардо создал глиняную модель, в три раза превосходящую натуральные размеры, но забросил работу и в дальнейшем модель уничтожили.
Фреска «Тайная вечеря» должна была украсить стену монастыря Санта-Мария деле Грацие. Работая над ней, Леонардо экспериментировал с составом, призванным, на его взгляд, защитить картину от сырости. Эксперимент закончился катастрофой – спустя несколько лет после создания фреска начала осыпаться, и теперь, после целого ряда реставраций, представляет собой самые знаменитые руины в истории искусства. В 1499 году власти Лодовико пришёл конец – Милан был захвачен французами, и Леонардо покинул город. Посетив Мантую и Венецию, где он провёл несколько месяцев на службе у Чезаре Борджиа в качестве военного инженера, Леонардо вернулся во Флоренцию и работал там вплоть до 1506 года. Считается, что именно в этот период он написал (или во всяком случае, начал писать) свою знаменитую «Мона Лиза». Кроме этого, он получил от городских властей пристижный заказ на большую фреску «Битва при Ангиари» для Палацио Веккио. Как и в случае с «Тайной вечере», Леонардо решил прибегнуть к экспериментальной технике письма, и результат вновь оказался удручающим. Фреска так и не была закончена, а то, что успел написать Леонардо, в XVI веке покрыли сверху другой росписью. В 1506 году – Леонардо опять в Милане.
В 1512 году под натиском объединённых сил Швейцарии, Испании, Венеции и папского престола из города ушли французские войска – эти события вызвали череду беспорядков, и Леонардо покинул Милан, направившись в Рим. В Риме он надеялся получить работу при папском дворе. Папа Юлий II, умерший в 1513 году, был известным меценатом своего времени. Папа Лев X, сын Лоренцо Медичи, ни в чём не уступал своему предшественнику. Но с работой у Леонардо не заладилось. Ему исполнилось 60 лет, у него была репутация художника, никогда не завершающего свои работы. Это одна из причин. Другая заключалась в том, что к этому времени на художественной сцене уже появились Микеланджело и Рафаэль, скоростью работы, явно превосходившие Леонардо. При папском дворе Леонардо приняли почтительно, но так и не предложили ему ни одного заказа. Но Леонардо был уже живой легендой, чьё присутствие могло украсить любой королевский двор. Французский король Франциск I, бывший большим любителем итальянского искусства, пригласил художника во Францию. Леонардо принял приглашение в 1516 или 1517 году, и остаток своих дней провёл на правах почётного королевского гостя. Он получил официальный титул «первого королевского художника, инженера и архитектора», но в действительности последние годы своей жизни посвятил устроению пышных придворных праздников и работе над дневниками и рукописями, которые мечтал опубликовать. Франциск высоко ценил Леонардо как собеседника. Король отлично понимал, что при его дворе оказался один из величайших мыслителей в истории человечества. Жил Леонардо в усадьбе Клу, неподалёку от королевского замка Амбуаз в долине реки Луары, где и умер 2 мая 1519 года, в возрасте 67 лет. Тело Леонардо было погребено на местном церковном кладбище. Впоследствии кладбище разрушили, и могила художника оказалась утерянной.
Викторина «Что Вы знаете о Леонардо да Винчи».
Предлагаем Вашему вниманию интерактивный пазл с изображением картины художника.
Вед. библиотекарь Несвит Е.В.