Литературный кинозал «Мольер на театральных подмостках»

      Комментарии к записи Литературный кинозал «Мольер на театральных подмостках» отключены

Здравствуйте, друзья!

Мольер. Одно лишь упоминание этого имени возвращает нас к апогею французской классической комедии. Даже в наши дни он по-прежнему считается одним из самых выдающихся драматургов за всю историю человечества!

27 марта, в Международный день театра, сотрудники БИЦ имени Н.Г. Чернышевского приглашают посетителей блога в литературный кинозал «Мольер на театральных подмостках»  для просмотра спектакля «Мещанин во дворянстве» по одноименной пьесе Жана-Батиста Мольера.

Жан-Батист Поклен (театральный псевдоним  Мольер) – французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера. Жан-Батист Поклен (1622-1673) происходил из старинной буржуазной семьи.  Отец, придворный обойщик и камердинер Людовика XIII,  отдал сына в престижную иезуитскую школу – Клермонский колледж (ныне лицей Людовика Великого в Париже), где Жан-Батист основательно изучил латынь, поэтому свободно читал в подлиннике римских авторов и даже, по преданию, перевёл на французский язык философскую поэму Лукреция «О природе вещей» (перевод утерян). Успешно сдав экзамены, получает звание лицензиата прав. Но юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Жан-Батист избрал профессию актёра, взяв театральный псевдоним Мольер. В возрасте 21 года он стал во главе «Блистательного театра» новой парижской труппы из 10 актёров, зарегистрированной столичным нотариусом 30 июня 1643 года.

Жан-Батист Поклен

 Мольер был замечательным актером и виртуозным драматургом. Его пьесы, написанные в жеманной и придворной манере при Людовике XIV, остаются современными, не теряя смысла и значения. Гениальный драматург был остроумен в такой степени, что его сатира не теряет силы до сих пор. Уже почти четыре столетия лет в репертуар многих театров мира входят его бессмертные пьесы: «Тартюф», «Дон Жуан», «Проделки Скапена»,  «Скупой», «Мнимый больной»,  «Мизантроп». И, конечно, «Мещанин во дворянстве».

В ноябре 1669 года Париж посетила делегация послов султана Османской империи Мехмеда IV. Желая произвести впечатление на послов, Людовик XIV принял их во всём своём величии. Но блеск алмазов, золота и серебра, роскошь дорогих тканей оставили турецкую делегацию равнодушной. Людовик заказывает Мольеру «смешной турецкий балет», в котором была бы высмеяна турецкая делегация. Ровно через год на парижской сцене состоялась премьера спектакля.

Действие происходит в доме господина Журдена, мещанина. Господин Журден влюблён в аристократку, маркизу Доримену, и стремясь завоевать её расположение, во всём пытается подражать дворянскому сословию. Госпожа Журден и её служанка Николь высмеивают его. Желая сделаться дворянином, Журден отказывает Клеонту в предложении руки и сердца своей дочери Люсиль. Тогда слуга Клеонта, Ковьель, придумывает хитрость: под видом турецкого дервиша он посвящает господина Журдена в мнимый турецкий дворянский сан мамамуши и устраивает женитьбу Люсиль с сыном турецкого султана, который на самом деле переодетый турком Клеонт.

В России «Мещанин во дворянстве» впервые поставлен в Санкт-Петербурге 25 января 1756 года. Но самая известная постановка по одноименной пьесе Жана-Батиста Мольера принадлежит Театру имени Евгения Вахтангова в Москве. Год выхода: 1977. Режиссёр: Владимир Шлезингер. Художник: Владимир Двигубский. В ролях: Владимир Этуш, Елена Измайлова,  Элеонора Шашкова, Василий Лановой, Нина Русланова, Владимир Коваль, Валентина Малявина, Александр Граве, Юрий Волынцев.

Предлагаем Вашему вниманию один из любимых, долго державшихся в репертуаре театра спектакль «Мещанин во дворянстве».  В центре этой музыкальной, смешной, милой, радостной, изящно оформленной постановки был Владимир Этуш, сыгравший Журдена сметливым, по-мужицки грубоватым, но в то же время простодушным, с ещё не потухшей детской любознательностью и мальчишеской влюбчивостью. Однако неглупого человека распирала неодолимая жажда величия. Это вызывало неудержимый хохот служанки Николь, которую Людмила Максакова играла смышленой, «заводной» девчонкой – главной затейницей одурачивания хозяина в паре с бойким Ковьелем – Василием Лановым.

Кинопоказ осуществлен на портале Культура.рф.

Приятного просмотра!

В свой последний день жизни, 17 февраля 1673 года, Жан-Батист также вышел на сцену, чтобы сыграть в пьесе «Мнимый больной». Прямо во время спектакля драматургу стало плохо. Думая, что это часть представления, зрители громко аплодировали и хвалили мастерство актера.

Выполнив задание, Вы увидите сцену из спектакля «Мнимый больной».

Мольер остаётся одним из самых популярных авторов в мире. Он представляет такую важную часть французской литературной культуры, что французский язык теперь часто называют «языком Мольера».

А сейчас проверим Ваши знания о театре!

И, наконец, для настоящих театралов самое сложное задание!

Спасибо за внимание!

Мероприятие подготовила Смыкова С.И., зав сектором.

Связанные изображения: