Литературно – музыкальная гостиная «Рыцарь музыки»

      Комментарии к записи Литературно – музыкальная гостиная «Рыцарь музыки» отключены

Добрый день! Сотрудники БИЦ имени Н. Г. Чернышевского предлагают литературно – музыкальную гостиную «Рыцарь музыки». Мероприятие посвящено 155-летию  со дня рождения итальянского и американского дирижера  Артуро Тосканини. Тосканини (итал. Arturo Toscanini, 1867 — 1957) − был не только главным дирижёром La Scala и  Metrapolitan Opera, но и настоящим рыцарем музыки, каждый раз выступая на стороне защиты ее совершенства. Его фигура – символ истинной преданности искусству.

Родился гениальный дирижер 25 марта 1867 г. в Парме в семье итальянского портного, выступавшего в национально-освободительной борьбе итальянского народа на стороне Джузеппе Гарибальди. Несмотря на то, что семья его не была связана с искусством, его музыкальное будущее было предопределено уже в детстве, когда в девятилетнем возрасте он поступил в Королевскую музыкальную школу своего города, где стал обучаться игре на виолончели, фортепиано и композиции, а в тринадцать уже выступал как профессиональный виолончелист. В восемнадцать лет он уже окончил консерваторию и начал совмещать деятельность помощника хормейстера, концертмейстера виолончелей и коррепетитора в итальянской передвижной оперной труппе.

Через год после консерватории произошло событие, которое изменило в его жизни довольно многое: во время зимнего сезона в Рио-де-Жанейро между дирижером труппы и менеджером разразился конфликт, и чтобы хоть как-то спасти «Аиду» Тосканини встает за дирижерский пульт. Дирижировал он без нот, по памяти, тем самым демонстрируя феноменальную музыкальную память. Близорукий с детства, он запоминал сотни сложных опер, симфоний и концертов, воспроизводя их как можно чаще на репетициях.

В течение последующих 10 лет он дирижировал в двух десятках итальянских городов, раз за разом приобретая репутацию лучшего дирижера первой половины XX столетия. Так, в 1892 г. он провел премьеру Леон Кавалло в Милане, а в 1896 г. дирижировал первым исполнением «Богемы» в Турине и начал выступать в симфонических концертах. Через два года им была исполнена 6-ю симфония П.И. Чайковского.

Артуро Тосканини много времени и сил отдавал своей работе, она была неотделима и преследовала его даже дома. На протяжении своей карьеры он работал со многими великими певцами и музыкантами, но впечатление произвести на него смог лишь Владимир Горовиц, с которым они работали над записью Второго фортепианного концерта Брамса и Первого фортепианного концерта Чайковского при участии Симфонического оркестра NBC. Постепенно Горовиц сблизился с Тосканини и его семьей, а в 1933 г. женился на Ванде, его младшей дочери. Более 50 лет Тосканини был царем и богом в мире классической музыки, беря на себя дебютное исполнение многочисленных известных опер и симфоний. Он сделал большее, чем  мог бы сделать любой другой художник – значительно увеличить круг слушателей классических произведений. Но запомнился миру он скорее своим бескомпромиссным стремлением к идеалу, необыкновенной требовательностью к окружающим. Сейчас трудно оценить, было это обыкновенным перфекционизмом в современном понимании  или же чем-то большим, но если исполнению его желаний что-либо препятствовало, он был готов бросаться острыми предметами. С оркестром он мог быть до крайности грубым, и этот культ грубости переняли от него и многие другие дирижеры. Поэтому сегодня, если в массовой культуре встречается образ дирижера, он непременно, хоть и отдаленно, но напоминает нам о Тосканини.

Предлагаем Вашему вниманию концерт с участием Артуро Тосканини.

Мероприятие подготовил ведущий библиотекарь Несвит Е.В.

Связанные изображения: