Литературная гостиная «По следам Валентина Катаева»

      Комментарии к записи Литературная гостиная «По следам Валентина Катаева» отключены

Виртуоз метафоры, мастер слова Валентин Петрович  Катаев оказал большое влияние на творчество многих писателей, развитие литературного процесса в нашей стране. Автобиографическая проза Катаева — «Алмазный мой венец», «Трава забвенья» и «Святой колодец» заслуживает не меньшего внимания, чем широко известные романы и повести: «Белеет парус одинокий», «Сын полка», «Время, вперед!». О ней, а также об интересных фактах биографии писателя, о литературной атмосфере того времени и рассказали сотрудники БИЦ имени Н.Г. Чернышевского 30 января 2022 года на Литературной гостиной «По следам Валентина Катаева».

Валентин  Петрович Катаев родился 28 января 1897 года  в Одессе. Русский советский писатель, поэт, киносценарист и драматург, журналист, военный корреспондент.  Первый главный редактор журнала «Юность» Герой Социалистического Труда. Отец — Пётр Васильевич Катаев — преподаватель епархиального училища в Одессе. Мать —  Евгения Ивановна Бачей — дочь генерала Ивана Елисеевича Бачея, из полтавской мелкопоместной дворянской семьи. Впоследствии Катаев дал имя своего отца и фамилию своей матери главному, во многом автобиографическому герою повести «Белеет парус одинокий» Пете Бачею. Тетралогия В.П. Катаева «Волны Чёрного моря», помимо «Паруса», включает в себя романы «Зимний ветер» и  «За власть Советов» («Катакомбы»).  

Младший брат Катаева – Евгений Петров (Евгений Петрович Катаев), соавтор И. Ильфа. Фамилию-псевдоним взял по имени отца. Автор сценария  (совместно с Ильфом и Петровым) к фильму «Цирк».

В конце жизни Катаев собрал все свои стихотворения и переписал от руки в семь блокнотов. Ни одного стихотворного сборника у Катаева никогда не вышло. Автор сценария  (совместно с Ильфом и Петровым) к фильму «Цирк».

Валентин Катаев женат был трижды. Последней женой (и матерью детей Катаева) стала Эстер Бреннер, модистка, завсегдательница «Метрополя»,  прототип общающейся с иностранцами «миниатюрной блондинки Ноэми» из романа Анатолия Рыбакова «Дети Арбата». В браке было двое детей. «Это был изумительный брак» — сказала о нём близкая знакомая семьи Катаевых Дарья Донцова.  Поженились в 1935 году.

 Ранее, в 1923 году Катаев женился на одесской художнице Анне Сергеевне Коваленко (1903—1980). Развелись в 1936. Через несколько лет Анна стала второй женой художника Владимира Роскина.  До этого, в 1921 году Катаев женился на Людмиле Гершуни. Развелись в 1922. Начал Катаев с небольших юмористических рассказов в «Одесском вестнике». В одном из них – «Тёмная личность» сатирически изображались Александр Куприн и Аркадий Аверченко.

Незадолго до начала Первой мировой войны  с Катаевым знакомятся Юрий Олёша  и Эдуард Багрицкий. Общается с Буниным, считает себя его учеником.  В конце 50-х вместе с женой навещал вдову Бунина в Париже. Рассказ «Немчик», опубликованный в 1915 году в журнале «Весь мир», стал первым выходом Катаева на страницы печати Санкт-Петербурга. После Гражданской войны работал в Харькове, потом в Москве в газете «Гудок». Свои газетные и журнальные юморески подписывал псевдонимами «Старик Саббакин», «Ол. Твист», «Митрофан Горчица».

В заявлении секретаря Союза писателей СССР В. Ставского 1938 года на имя наркома НКВД Н. И. Ежова предлагалось «решить вопрос об  Осипе  Эмильевиче Мандельштаме», его стихи названы «похабными и клеветническими», вскоре поэт был арестован. И. Л. Прут и Валентин Катаев названы в письме как «выступавшие остро и открыто» в защиту Осипа Мандельштама. После Гражданской войны работал в Харькове, потом в Москве в газете «Гудок». Свои газетные и журнальные юморески подписывал псевдонимами «Старик Саббакин», «Ол. Твист», «Митрофан Горчица».

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ БИОГРАФИИ В. П. КАТАЕВА.

В 1980 году в июньском номере «Нового мира» была опубликована с санкции покровительствовавшего Катаеву секретаря ЦК КПСС М. А. Суслова его «антисоветская» повесть «Уже написан Вертер», которая вызвала большой скандал. В ней (когда писателю уже было 83 года) он открыл тайну о своём участии в белом движении. 2 сентября 1980 года председатель КГБ Юрий Андропов направил в ЦК КПСС записку, оценив повесть как политически вредное произведение, которое «в неверном свете представляет роль ВЧК как инструмента партии в борьбе против контрреволюции». Результатом стал запрет на упоминание повести в печати. Начав как поэт, Катаев всю жизнь оставался тонким ценителем поэзии. Некоторые его прозаические произведения названы строками из стихотворений русских поэтов: «Белеет парус одинокий» (М. Ю. Лермонтова), «Время, вперёд!» ( «Марш времени» В. В. Маяковского), «Уже написан Вертер» (Б. Л. Пастернака):

 «Уже написан Вертер,

А в наши дни и воздух пахнет смертью:

Открыть окно — что жилы отворить».

(1919)

Название книге  воспоминаний Валентина Петровича Катаева «Алмазный мой венец» дала черновая строка А. С. Пушкина, отброшенная затем им при написании «Бориса Годунова».  Вот отрывок из диалога между Мариной Мнишек и служанкой.

Марина: «Ну что ж? готово ли? нельзя ли поспешить?» — Рузя: «Позвольте; наперед решите выбор трудный: Что вы наденете, жемчужную ли нить, Иль полумесяц изумрудный?» — Марина: «Алмазный мой венец». Почти никто не назван здесь своим именем, а псевдоним будет писаться с маленькой буквы, кроме Командора (Владимир Маяковский). Семён Иосифович  (Осипович) Кесельман – Эскесс (по первым буквам имени и фамилии).

Кесельман публиковал свои юмористические и иронические стихи под псевдонимом «Эскесc» (по первым буквам имени и фамилии), а лирические под своей подлинной фамилией. Его публикации появлялись в одесской периодике: журнал «Крокодил» (1911—1912 гг.), газеты «Южная мысль», «Одесские новости», «Шёлковые фонари». Семён Кесельман во время Великой Отечественной войны вместе со своей больной мамой погиб в фашистском концлагере. Семён Иосифович  (Осипович) Кесельман – Эскесс (по первым буквам имени и фамилии).

Мне мама не даёт ни водки, ни вина.

Она твердит: вино бросает в жар любовный;

Мой Сёма должен быть как камень хладнокровный,

Мамашу слушаться и не кричать со сна.

(Эпиграмма Эдуарда Багрицкого)

Далее Катаев пишет: «С птицеловом (Эдуард Багрицкий) я познакомился на собрании молодых поэтов, где критик Петр Пильский выбирал лучших и потом возил напоказ по летним театрам. Рядом с ним в жюри всегда сидел поэт Эскесс (Семен Кессельман), неизменно ироничный и беспощадный в поэтических оценках».  Эдуард Багрицкий умер от астмы в возрасте 39 лет. Юношеская любовь птицелова когда-то изменила ему с полупьяным офицером… Рана не заживала всю жизнь. В летнем театре  Одессы собирались взъерошенные юноши и часами читали стихи. Там Юрий Олёша и познакомился с Симой (Серафимой Суок). Среди юношей были и Валентин Катаев, и поэт Эдуард Багрицкий, ставший впоследствии мужем старшей из сестер, — Лиды. Затем женился на Ольге Суок, после того, как его жена, Лида, ушла к Нарбуту. Ольге Суок и были посвящены «Три толстяка».

Но для всех знавших Симу Суок было очевидным: это она — циркачка Суок и кукла наследника Тутти. Это не было тайной и для Ольги. Сам Олеша говорил ей: «Вы две половинки моей души». Серафима, вероятно, была счастлива с Владимиром Нарбутом. Во всяком случае, никаких выходок более от нее не последовало.

В 1936 году Нарбут был арестован и сгинул впоследствии в сталинских лагерях. Вдова Багрицкого, Лидия Суок, пыталась заступиться за родственника перед комиссарами НКВД. Защищала так пылко, что сама вышла из ГУЛАГа через семнадцать лет. 

У Серафимы также был роман с бухгалтером Маком в бытность женой Юрия Олёши. Владимир Нарбут был калека. В январе 1918 г. семья Нарбута в своём доме подверглась нападению отряда красных «партизан», которые громили «помещиков и офицеров». При этом был убит брат Владимира Сергей, офицер, недавно вернувшийся с фронта. Владимир Нарбут получил четыре пулевые раны, после чего в местной больнице ему пришлось ампутировать кисть левой руки. Когда выяснилось, что тяжелораненый литератор состоит в партии большевиков, нападавшие посетили больницу и принесли «извинения».

Нарбут руководил Одесским отделением РОСТА. Служащих держал в ежовых рукавицах. При всем том это был поэт, известный ещё до революции, друг Ахматовой и Гумилева.

В произведении упоминается «синеглазый» – Михаил Булгаков. Когда выяснилось, что тяжелораненый литератор состоит в партии большевиков, нападавшие посетили больницу и принесли «извинения».

Нарбут руководил Одесским отделением РОСТА. Служащих держал в ежовых рукавицах. При всем том это был поэт, известный ещё до революции, друг Ахматовой и Гумилева. В произведении упоминается «синеглазый» – Михаил Булгаков. «Мировая слава пришла и к синеглазому.

В отличие от нас, отчаянной богемы, он был человеком семейным, положительным, с принципами, был консервативен и терпеть не мог Командора» (В. Маяковского), Мейерхольда, Татлина. Нас с ним роднила любовь к Гоголю. «Мировая слава пришла и к синеглазому.

Великий председатель земного шара (В. Хлебников) несколько дней провёл у меня в гостях. Судьба не раз сводила меня и с кузнечиком (О. Мандельштамом), штабс-капитаном (М. Зощенко), арлекином (А. Кручёных), конармейцем (И. Бабелем), сыном водопроводчика (В. Казиным), альпинистом (Н. Тихоновым) и другими, теперь уже ушедшими из жизни, но не ушедшими из памяти, из литературы, из истории». Алексей Елисеевич Кручёных — создатель заумного языка, писавший о своих книгах «читать в здравом уме возбраняется» или «прочитав – разорви!», и одновременно он – архивариус и библиофил, значительную часть жизни тщательно и с любовью собиравший разнообразные материалы по истории русского авангарда:

Грузной грозою

Ливнем весенним

Расчистятся земли!

В синь

Зень

Ясь

Трель Интернационала

Иди

Рассияй

Шире улыбки первых жар

Рабочеправствие

Наш

Меж-нар-май. (А.Е.Кручёных)

Стержневой темой следующего произведения Катаева —  «Трава забвения» Катаева является процесс становления автобиографического героя, будущего писателя. Наиболее важную роль в этом сыграли два великих поэта — Бунин и Маяковский. Одесситы Ильф и Петров (Петров, как мы знаем, младший брат Катаева, Петров – это псевдоним по отчеству), Бабель, Багрицкий, Семён Кирсанов, безусловно, Юрий Олёша – звезда первой величины – герои этой книги.

Термин впервые упоминается в «Одиссее», в сцене, когда разыскивающий отца Телемах приезжает ко двору Менелая, и супруга царя Елена Прекрасная пытается им избавить гостя от грустных дум.

Некогда было то средство целебное с действием верным.

Дочери Зевса дано Полидамной, супругою Фона,

В дальнем Египте. Полидамна — в греческой мифологии египтянка, знавшая секреты снадобий, супруга Тона (или Фона, Фоона), царя Нижнего Египта.

Русский советский поэт, прозаик и журналист, военный корреспондент. По мнению академика Михаила Гаспарова, Кирсанов — создатель рифмованной прозы в русской литературе. «Роста Фома невысокого, карий взгляд, говорит он маленько окая, на вологодский лад… Глаза хитроватые, зубы красивые и усы седоватые, сивые. Козью ножку курит, говорит всерьез, а когда балагурит — то смех до слез». Через всю книгу проходит красной нитью история Клавдии Зарембы. Катаев вспоминает про первую встречу с ней, еще в детстве, влюбленность в нее в юности и встречи в старости.

Подробно рассказывает о любви Клавдии, искренней революционерки, к молодому человеку, оказавшемуся руководителем контрреволюционной сети в городе. Любовь или долг? Любовь или дело всей жизни? Любовь или друзья? Любовь или жизнь? Клавдия сделала свой выбор. Линия Набокова и Бунина.

Следующая книга Валентина Катаева – «Святой колодец». Старый человек лежит в больнице, ему дают наркотики, делают операцию — и перед его сознанием проходят, как обрывки ленты, куски его прошлой жизни, фантастические видения, мысли, чувства. Действие книги переходит из России во Францию, из Италии в Грузию, из Москвы в Америку, и всегда рядом с впечатлениями от этих стран идут раздумья героя о судьбах человека в нынешнем мире, о жизни и смерти, о времени, вечности, смысле бытия.

Валентин Петрович Катаев умер 12 апреля 1986 года, на 90-м году жизни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

СПИСОК ПЕРСОНАЖЕЙ РОМАНА (ПО АЛФАВИТУ) «АЛМАЗНЫЙ МОЙ ВЕНЕЦ»

альпинист/деревянный солдатик — Тихонов, Николай Семёнович

арлекин — Антокольский, Павел Григорьевич

босоножка — Айседора Дункан

брат — Петров (Катаев) Евгений Петрович

будетлянин — Хлебников Велимир (Виктор Владимирович)

вьюн — Кручёных, Алексей Елисеевич

друг — Ильф (Файнзильберг), Илья Арнольдович

дружочек — Суок, Серафима Густавовна

жена птицелова — Суок, Лидия Густавовна

ключик — Олеша, Юрий Карлович

колченогий — Нарбут, Владимир Иванович

командор — Маяковский, Владимир Владимирович

конармеец — Бабель, Исаак Эммануилович

королевич — Есенин, Сергей Александрович

мулат — Пастернак, Борис Леонидович

некто, скупавший по дешевке дворцовую мебель — Толстой, Алексей Николаевич

птицелов — Багрицкий (Дзюбин), Эдуард Георгиевич (Годелевич)

синеглазка — Булгакова, Елена Афанасьевна (сестра М. А. Булгакова)

синеглазый — Булгаков, Михаил Афанасьевич

соратник — Асеев, Николай Николаевич

штабс-капитан — Зощенко, Михаил Михайлович (военная выправка)

щелкунчик — Мандельштам.

«Куда как страшно нам с тобой,

Товарищ большеротый мой!

Ох, как крошится наш табак,

Щелкунчик, дружок, дурак!

А мог бы жизнь просвистать скворцом,

Заесть ореховым пирогом…

Да, видно, нельзя никак». 

(О. Мандельштам)

Многие произведения В.П. Катаева были экранизированы. Пауза» — советский короткометражный телефильм 1967 года

по мотивам «Новогоднего рассказа» Валентина Катаева.  Один эпизод из жизни советского разведчика в оккупированном городе во время Великой Отечественной войны.

В ролях Георгий Жжёнов и Эльза Леждей.

Приятного просмотра.

Мероприятие подготовил ведущий библиотекарь   Павленко О.М.

Связанные изображения: