Литературный круиз «Под парусом Валентина Катаева»

      Комментарии к записи Литературный круиз «Под парусом Валентина Катаева» отключены

Писатель Валентин Петрович Катаев прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Этого человека отличало сочетание невероятной отваги, порядочности, доброты и разностороннего таланта. На его глазах свершались многие важные исторические события, он  участник трех войн – Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. Эти вехи нашли отражением в его творчестве: рассказах и повестях, пьесах, стихах и очерках. Его работы взяты за основу многих сценариев к художественным и мультипликационным фильмам, к постановкам театральных пьес.

29 января сотрудники БИЦ имени Н.Г. Чернышевского приглашают в литературный круиз «Под парусом Валентина Катаева». Вы узнаете интересные факты из жизни писателя, затем совершите увлекательное путешествие по его  произведениям.

Валентин Катаев родился 28 января 1897 года в Одессе. Его отец Петр Васильевич Катаев был очень образованным человеком. Он учился в духовной семинарии, затем окончил с серебряной медалью историко-филологический факультет Новороссийского университета и многие годы преподавал в юнкерском и епархиальном училищах Одессы. Мать Евгения Ивановна, урожденная Бачей, была дочерью генерала, происходившего из древнего рода запорожских казаков. Много лет спустя Валентин Петрович дал эту фамилию герою своих автобиографических повестей. Через шесть лет в семье родился еще один сын – Евгений, впоследствии ставший одним из соавторов прославленных романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Вскоре Евгения Ивановна умерла от воспаления легких.

Братья Катаевы росли в окружении книг. В доме была обширная библиотека –собрания сочинений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова, Тургенева, Некрасова, Лескова, Гончарова, много исторической и справочной литературы. «В своих книгах я часто описывал русские интеллигентные семьи, — вспоминал Валентин Катаев. Прообразом для меня служила наша семья — папа, мама, тепло семейных отношений, царившее в нашем доме, глубочайшая порядочность, бескорыстие. С детства я слышал имена Пушкина, Гоголя, Толстого, Лескова. В книжном шкафу стоял двенадцатитомный заветный Карамзин».

В 1906 году Валентин поступил в мужскую гимназию Одессы. Свое первое стихотворение он написал в девятилетнем возрасте, через год оно было опубликовано.

Юному Валентину довелось познакомиться с писателем Буниным, творчество которого приводило юношу в восторг. Он и стал первым творческим наставником Катаева. Позже к кругу его знакомых присоединились Э. Багрицкий и Ю. Олеша.

В 1915 году Катаеву пришлось прервать обучение в гимназии и литературное творчество из-за войны. Молодой человек добровольцем ушёл на фронт, служил в артиллерийской бригаде. Находясь в армии, Катаев оставался верен завету Бунина «писать каждый день, регулярно, не дожидаясь вдохновения, настроения». И он писал — рассказы, очерки. Свои стихи посылал в столичные журналы, которые к тому времени уже охотно их печатали. Валентин Катаев был дважды тяжело ранен, отравлен фосгеном, от чего у него на всю жизнь осталась хрипотца в голосе. Он был награждён двумя Георгиевскими крестами и орденом святой Анны IV степени, больше известным как «Анна за храбрость», произведён в подпоручики и пожалован титулом личного дворянства.

Впечатления, связанные с тяготами войны, страданиями, кровью, болью, позднее отразились в его книгах — от ранних и до самых поздних — «Записки о гражданской войне» (1920 г.), «Святой колодец» (1965 г.), «Трава забвенья» (1967 г.), «Кладбище в Скулянах» (1975 г.) и др.

В 1922 году Валентин покидает Одессу и переезжает в Москву, где устраивается в газету «Гудок» и пишет юморески на злободневные темы. Он был первым из когорты одесских литераторов, уехавших на покорение столицы. За ним потянулись Юрий Олеша, Исаак Бабель, Илья Ильф, Эдуард Багрицкий. В этот период Катаев подписывает свои работы разными псевдонимами: Твист, Митрофан Горчица, Старик Саббакин и др.

Известность к нему пришла после написания злободневной повести «Растратчики», материалом для которой послужили рабкоровские материалы. Повесть была опубликована в 1926 году в журнале «Красная новь». Константин Станиславский предложил сделать из неё пьесу и поставить во МХАТе. Писатель принял предложение, и уже в 1927 году пьеса была готова и постановка осуществлена. Вторая пьеса Катаева «Квадратура круга» в середине 1930-х годов с успехом шла не только в Москве, но и в Нью-Йорке, на Бродвее.

Вслед за старшим братом приехал в Москву и младший, будущий автор «Двенадцати стульев». Именно Валентин стал наставником Евгения на его пути к писательству. Право пользоваться своей настоящей фамилией он оставил старшему брату, а себе взял псевдоним, происходящий от отчества – Петров.

В 1936 году Катаев написал одно из наиболее известных произведений. Героями повести «Белеет парус одинокий» были одесские мальчишки, оказавшиеся в водовороте революционных событий 1905 года. В главном герое – Пете Бачее угадываются черты самого автора. Катаев вспоминал: «Мое детство совпало с революцией 1905 года. Мне было восемь лет. Но я хорошо помню, как встретили восставший броненосец «Потёмкин», как он прошёл под красным флагом мимо берегов Одессы. Я был свидетелем баррикадных боев, видел опрокинутые конки, упавшие провода, браунинги, ружья, человеческие трупы». Позднее повесть «Белеет парус одинокий» стала первой частью тетралогии «Волны Чёрного моря». В неё вошли «Катакомбы», «Хуторок в степи», «Зимний ветер».

Во время Великой Отечественной войны Валентин Катаев был военным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда» писал очерки, рассказы, публицистические статьи. Он часто оказывался на передовой, был свидетелем и участником ряда крупных сражений: на Волоколамском направлении, подо Ржевом, на Орловско-Курской дуге. Годы войны стали для Катаева периодом напряженной творческой работы. Впечатления военного времени отразились и в его повести «Сын полка», написанной в конце войны, накануне победы. За эту книгу, повествующую о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком, он в 1946 году получил Сталинскую премию.

По свидетельствам многих людей, близко знавших Валентина Петровича, он был бесстрашным человеком. И здесь имелась в виду не только храбрость, проявленная им в боях. Речь совсем о другом. Не трусивший в огне первой мировой войны, не пугавшийся жизни в послереволюционной Одессе, Катаев не боялся и во времена репрессий середины 1930-х годов. Он умел оставаться другом при любых жизненных обстоятельствах, пусть самых неблагоприятных и даже опасных. В 1937 году он публично выступал в защиту вернувшегося из ссылки О. Мандельштама. В те годы он хлопотал за многих, что было опасно для него самого, и даже Александр Фадеев предупреждал о том, что это может плохо кончиться: «Тебе впору за себя бояться, столько на тебя доносов, а ты в чужие дела лезешь!». Позднее в 1946 году, приехав в Ленинград, он открыто посещал Михаила Зощенко, который в ту пору был в опале, как антисоветчик.

Валентин Катаев известен как писатель и сценарист, но себя он считал прежде всего поэтом. Стихи Катаев писал всю свою жизнь, хотя ни одного поэтического сборника так и не опубликовал. Однажды поэт Е.Б. Рейн спросил Катаева, почему он не выпустил ни одной книги стихов, которые так нравились Бунину, Мандельштаму, Багрицкому. Катаев развел руками и ответил: «Не судьба…».

В жизни В. Катаева был период, когда он писал прекрасные сказки для детей. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что-то новое.

Мультфильм Цветик-семицветик

Но вернёмся к самому известному произведению В. Катаева и вспомним главных героев повести.

В 1937 году по этой повести был снят одноимённый художественный фильм. Катаев был не просто автором сценария, но и  активно вмешивался в съёмочный процесс: он приезжал на кинопробы, подбирал натуру для съёмок в Одессе, неустанно следил не только за игрой актеров, но и за каждым шагом режиссёра. Ученик Сергея Эйзенштейна Владимир Легошин, за плечами которого на тот момент был внушительный режиссёрский опыт, чрезвычайно раздражался из-за назойливого внимания Катаева к постановке, но поделать с этим ничего не мог. Катаев продолжал буквально жить на съёмочной площадке, и постепенно к нему все привыкли. В результате у творческого дуэта Катаева и Легошина получился яркий, весёлый фильм, снятый по всем канонам приключенческого жанра. История мальчишек в эпоху перемен – это история, с самого начала обреченная на успех. И действительно, фильм «Белеет парус одинокий» имел долгую и вполне счастливую экранную жизнь. Задуманный как «подарок трудовому народу к 20-летию Октябрьской революции», фильм получил заслуженное признание вне политического или пропагандистского контекста. Много десятилетий он выходит на экраны, пользуясь неизменной любовью у подростков. Хотя настоящая слава пришла к картине в 1948 году, когда фильм «Белеет парус одинокий» вышел в прокат за рубежом и стал собирать полные залы в кинотеатрах и длинные очереди у билетных касс.

            Фильм «Белеет парус одинокий» вы можете посмотреть на портале Культура. РФ

https://www.culture.ru/movies/662/beleet-parus-odinokii

Спасибо за внимание.

Мероприятие подготовила Смыкова С.И., зав. сектором.

Связанные изображения: