Литературная гостиная «Писатель сложных творческих исканий»

      Комментарии к записи Литературная гостиная «Писатель сложных творческих исканий» отключены

Сотрудники БИЦ имени Н.Г. Чернышевского предлагают всем желающим посетить Литературную гостиную «Писатель сложных творческих исканий». Предлагаем окунуться в биографию и творчество русского писателя В.В. Вересаева.

Викентий родился 4 января (16) 1867 года в городе Тула. В семье врача, пользовавшегося большой популярностью и как врач, и как общественный деятель. В этой дружной семье было восемь человек детей. В 1888 закончил  курс, кандидатом исторических наук и в том же году поступил в Дерпский университет на медицинский факультет, блиставший крупными научными талантами. Шесть лет усердно занимался медицинской наукой. В годы студенчества продолжал писать: сначала стихи, позже – рассказы и повести.  В 1888 году Викентий Вересаев окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, в 1894 году — медицинский факультет Дерптского университета.

По завершении учебы работал врачом сначала в Туле, затем в Санкт-Петербурге.  В 1901 был уволен из Барачной больницы по предписанию градоначальника и выслан из Петербурга. Два года прожил в Туле. Когда срок высылки закончился, переехал в Москву.

В сентябре 1918 уезжает в Крым, предполагая прожить там три месяца, но вынужден оставаться в поселке Коктебель, под Феодосией, три года. За это время Крым несколько раз переходит из рук в руки, писателю пришлось пережить много тяжелого.

В 1921 вернулся в Москву. Со студенческих лет Викентий Вересаев начал заниматься литературной деятельностью.

Из его прозаических произведений, публиковавшихся в 90-е гг. в марксистских журналах, была прежде всего положительно воспринята повесть «Без дороги» (1895).

Большую популярность принесли ему «Записки врача» (1901). Вересаев поселился в 1903 году в Москве, где как писатель реалистического направления входил в литературную группу «Среда».

На русско-японскую войну его призвали в качестве военного врача. В повести «К жизни» (1909), написанной в виде дневника, Викентий  Викентьевич формулирует свой отход от прежних позиций и поворот к философии Ницше и Бергсона. В 1909 году было закончено издание его первого 5-томного собрания сочинений, следующее вышло в 1913. 

В 1910 Викентий Вересаев осуществил поездку в Грецию. Это привело писателя к занятиям древнегреческой литературой в течение всей его дальнейшей жизни и к многочисленным переводам из Сафо, Герсиода и др. «Живая жизнь» (1911 и 1915) — это книга статей Вересаева о Л. Толстом и Ф. Достоевском, причем симпатии автора на стороне Толстого; во второй части книги он рассматривает идеи Ницше. 

Послереволюционное время Викентий Вересаев провел в Крыму.

В романе «В тупике» (1922), появившемся сначала в журнале «Красная новь», запечатлелось его принципиальное неприятие террора. Писатель погрузился в литературно-исследовательскую работу, в результате которой появились его значительные книги, составленные по документальным источникам: «Пушкин в жизни» (1926-27) и «Гоголь в жизни» (1933).

Выход двух полных собраний сочинений Викентия Викентьевича (12 тт. — 1928-29, 16 тт. — 1929-31), равно как избрание его в состав правления Союза писателей СССР, показывают, что он пользовался официальным признанием, хотя его последний роман «Сестры» (1933) подвергался нападкам критики за открытое изображение негативного в жизни комсомола. С тех пор Вересаев писал, в основном, воспоминания, а в последние годы переводил эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», напечатанные посмертно. В 1943 году его творчество в целом было отмечено Сталинской премией (за 1942, 1-й степени).

Центральная тема художественной прозы этого автора — позиция современной ему интеллигенции. Актуальность этой темы меняется со временем, она реалистична и часто автобиографична. При этом Викентий Викентьевич — «добросовестный и внимательный свидетель общественных и психологических процессов» (Struve). Повесть «Без дороги» показывает трудности, встававшие перед русскими народниками при воплощении в жизнь их социальной идеологии.

Роман «В тупике» описывает безвыходность, осознанную либеральным интеллигентом, отвергающим насилие на фоне террора. В романе «Сестры» принудительная коллективизация увидена с позиций интеллигенции. Стилистически Викентий Вересаев всегда оставался верен критическому реализму. Он ориентировался на описание среды, и не прибегал ни к каким экспериментам в области формы. Его критиковали за стремление к объективному изображению жизни.

Умер Вересаев в Москве 3 июня 1945.

Россия богата литературными именами. Важная роль библиотек – не дать забыть, а напоминать и знакомить новое поколение россиян с именами и произведениями русских авторов, писавших в разные исторические периоды.

 Предлагаем вашему вниманию отрывок из произведения В.В. Вересаева «Миллионерша и дочь».

Громкие чтения отрывка из произведения В.В. Вересаева «Миллионерша и дочь».

Спасибо за внимание!

Мероприятие подготовлено Несвит Е.В., вед. библиотекарем.

Связанные изображения: