Современная женская проза активно заявила о себе в конце 1980-х годов. И до сих пор дискуссии о ней не умолкают. Существуют разные точки зрения на вопрос о том, имеют ли право тексты, написанные женщинами, рассматриваться как самостоятельная область словесности. В преддверии Международного женского дня сотрудники БИЦ имени Н.Г. Чернышевского предлагают разобраться в этом вопросе — проведут Литературное PRO-чтение «Мир женщин». Посетители блога познакомятся с наиболее яркими представителями отечественной женской прозы.
Выделение «женской прозы» в контексте современной литературы обусловлено несколькими факторами: автор – женщина, центральная героиня – женщина, проблематика так или иначе связана с женской судьбой. Немаловажную роль играет и взгляд на окружающую действительность с женской точки зрения, с учётом особенностей женской психологии. Как бы там ни было – «женская проза» официально признана литературным явлением в конце ХХ века и сегодня выделяется как устойчивый феномен отечественной литературы. На литературном горизонте появились такие талантливые и разные писательницы, как Людмила Петрушевская, Ирина Грекова, Татьяна Толстая, Людмила Улицкая, Виктория Токарева, Дина Рубина…
Как сказала в одном из своих интервью Людмила Улицкая: «Мир мужской и мир женский – разные миры. Местами пересекающиеся, но не полностью. В женском мире большее значение приобретают вопросы, связанные с любовью, семьёй, детьми».
Улицкая Людмила, «Медея и её дети»
Мотив дома, семьи является центральным в творчестве Людмилы Улицкой. «Медея и её дети» — один из самых интересных опытов построения нового «семейного романа». Здесь сошлось всё: и непревзойдённое умение автора рассказывать истории частного человека, и свободное владение мифологическими пластами, и актуальность, и даже идейность. Главная героиня — бездетная Медея Синопли, тёзка античной Медеи, — тоже своего рода божество для всей большой разветвлённой семьи. Только она не убивает, а собирает, соединяет, склеивает своей кровью хрупкие внутрисемейные связи.
Щербакова Галина, «Вам и не снилось»
Одной из основных проблем в произведениях Г. Щербаковой является проблема «отцов» и «детей», вечная проблема преемственности поколений.
Самую громкую славу принесла повесть, которая первоначально называлась «Ромка и Юлька». Позже по этой повести был снят одноименный фильм. Повесть и фильм отличаются друг от друга. В повести финал трагический: Роман, прыгая к своей любимой из комнаты многоэтажного дома, разбивается насмерть. В фильме же финал смягчён: что Роман остаётся жив. Своей повестью писательница хотела привлечь внимание читателей, она похожа на шекспировский сюжет о Ромео. В сценарии к фильму была задача – показать взрослым людям, что они бывают неправы, осуждая своих детей за их первые и несмелые чувства.
Толстая Татьяна, «Женский день»
Для произведений Татьяны Толстой характерна постановка проблем, касающихся общечеловеческих вопросов бытия, «вечных» тем добра и зла, жизни и смерти, выбора пути, взаимоотношений с окружающими людьми, осознания себя и своего предназначения. В книге «Женский день» собраны рассказы всемирно известной писательницы. О чём эти рассказы? О любви — к близким и далёким людям, любви к тому важному месту на земле, что зовётся родным домом. А ещё — это рассказы о внутреннем мире женщины. Женщины с неравнодушной, тонкой и страдающей душой…
Петрушевская Людмила, «Номер Один, или В садах других возможностей»
Её взгляд на жизнь особый, её женская проза уникальна, они не менялись на протяжении всего её творчества. Каждая тема, за которую она бралась, будь то смерть, болезни, нищета или прочие изъяны общества, раскрывалась настолько полно и зачастую с такими подробностями, что от этого становится по-настоящему страшно. Петрушевская намеренно не приукрашивает действительность, рисуя быт таким, какой он есть. Ей интересна обратная сторона жизни, лишённая радости и морали. Роман «Номер Один, или В садах других возможностей», не похож на все предыдущие. Это мистический триллер, книга превращений. Переселение душ, начавшееся в тайге, на священном мольбище уходящей цивилизации, ведёт за собой вереницу событий — смерть на одни сутки и воскрешение умерших детей, казнь перед видеокамерой, кражи, погоню и появление в нашем мире человека-щуки…
Грекова Ирина, «Хозяйка гостиницы»
Автор нередко освещала нравственные вопросы и затрагивала проблемы современности. Для её творчества характерен лёгкий стиль повествования, красивый литературный язык, живое описание внешности и характеров персонажей. «Хозяйка гостиницы» — волнующее повествование о простой светлой русской женщине, одной из тех, на которых держится мир. Прожив непростую жизнь, героиня всегда верила во всепобеждающую силу любви и сама, словно светясь добротой, верой, надеждой, не задумываясь, всю себя отдавала людям. Большая любовь как заслуженная награда пришла к Верочке Ларичевой тогда, когда она уж и надеяться перестала… Эта книга – литературная основа фильма С. Говорухина «Благословите женщину».
Рубина Дина, «На солнечной стороне улицы»
Благодаря умению создавать яркие образы персонажей, а также за счёт красивого остроумного стиля повествования тиражи её произведений выходят многотысячными экземплярами. В романе «На солнечной стороне улицы» переплелись любовь и преступления, талант и страсть, способная уничтожить личность или вознести к вершинам творчества. Судьба, заставившая бывшую жительницу Ленинграда стать по другую сторону закона, неожиданно помогает её добросердечной дочери. Сможет ли девочка развить свой художественный талант? Роман писался на протяжении 26 лет и вобрал в себя основные мотивы творчества писательницы.
Токарева Виктория, «Своя правда»
Творчество писательницы продолжает «чеховскую традицию в литературе»: отточенность стиля, внимание к человеческим характерам, психологическим нюансам, ироническая интонация и чувственность повествования. «Своя правда» — обычная судьба обычной женщины, немолодой, не очень счастливой. На её долю выпадает много испытаний времён развала Союза, лихих 90-х. Здесь найдётся место для всего: для любви и разлуки, для печали и надежды… В повести нет положительных и отрицательных героев в классическом понимании, в каждом характере добро и зло перемешано, каждый герой по-своему прав. И в этом, наверное, главная трагедия человечества.
Метлицкая Мария, «И шарик вернётся»
Мария Метлицкая взорвала литературное сообщество своими творениями недавно, но уже успела занять в нем заметную позицию. В молодости даже самые незначительные неприятности кажутся вселенской трагедией. В зрелости приходит мудрость, и начинаешь понимать, что разочарование обязательно сменится надеждой, а вслед за утратой придёт обретение. Героини романа Метлицкой не понаслышке знают, что жизнь не бывает только несчастной или только счастливой. Встречи и бурные романы, предательство и разлуки, рождение детей и потеря близких – их жизнь, кажется, мало отличается от жизни обычных женщин. Но у них есть то, что редко встречается, – настоящая дружба, и они точно знают: все изменится, все перемелется, со всем можно справиться. Главное – чтобы рядом были близкие люди…
Вильмонт Екатерина, «Свои погремушки»
Романы Е. Вильмонт — это юмор, жизнерадостность и остроумные названия: «Путешествие оптимистки, или Все бабы дуры», «Три полуграции, или Немного любви в конце тысячелетия», «Нашла себе блондина!». Это ироничная, лёгкая, живая проза, которая читается на одном дыхании и заряжает читателей оптимизмом и верой в себя. В ней есть все: взлёты и падения, смех и слезы, неожиданные встречи и запутанные отношения, а главное – любовь! «Свои погремушки» подтверждают, что в каждой избушке свои погремушки! И эти погремушки разрушили избушку Златы до основания. Но есть два человека, готовых протянуть ей руку помощи. Что возьмёт верх — разум или чувство?
Феномен женской прозы не только подтвердил свою актуальность в настоящее время, но и существенно обогатил мировую и отечественную литературу действительно яркими авторами, выразительными образами лирических героев и собрал уникальную читательскую аудиторию.
К поздравлениям присоединяются члены литературно-музыкального клуба «Окраина» и представляют вашему вниманию литературно-музыкальную композицию «Чудесные женщины»
Дуэт. Поэтесса Лариса Фомина и композитор Лариса Лабутина исполняют авторскую песню «Счастье моё, где ты?».
Татьяна Рябинкина. Песня «Подарите маме песню».
Спасибо за внимание!
Мероприятие подготовила Смыкова С.И.