Портрет на фоне времени «Очарованная Русь Лескова»

      Комментарии к записи Портрет на фоне времени «Очарованная Русь Лескова» отключены

Николай Семёнович Лесков – гениальный русский писатель. Но своеобразный, замкнутый в себе художник оказался не нужен своему времени. Нелюбимый, затравленный, неоценённый и непризнанный современниками, он прошёл большой, сложный, временами мучительный жизненный и литературный путь. Однако свет звёзд Лескова достиг нового столетия и сполна пролился на прозу двадцатого века. К 190-летию со дня рождения Николая Семёновича Лескова 16 февраля сотрудники БИЦ имени Н.Г. Чернышевского предлагают Портрет на фоне времени «Очарованная Русь Лескова». Подборка интересных фактов о Лескове поможет всмотреться в личность этого неординарного человека.

Н. С.  Лескова называют родоначальником русского сказа — в этом плане писатель встал в один ряд с Николаем Гоголем. Автор прославился как публицист с острым, обличающим пороки общества пером. А позднее удивил коллег знанием психологии, нравов и обычаев народа родной страны.

Николай Лесков родился в посёлке Горохово (Орловская губерния). Отец писателя, Семён Дмитриевич, был выходцем из старинного духовного рода – его дед и отец служили священниками при церквушке в селе Лески (отсюда и фамилия).

Да и сам родитель будущего писателя окончил семинарию, но затем работал в Орловской уголовной палате. Отличался большим талантом следователя, способного распутать даже самое сложное дело, за что быстро поднялся по служебной лестнице и получил дворянский титул. Мама Мария Петровна происходила из московского дворянства.

В семье Лесковых, которая обосновалась в административном центре губернии, подрастало пятеро детей – две дочери и три сына, Николай был старшим. Орловская усадьба Лесковых — то самое «дворянское гнездо», название которому дал Тургенев. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец сильно повздорил с начальством и, прихватив семейство, удалился в деревню Панино, где занялся сельским хозяйством – сам пахал, сеял, ухаживал за садом.

С учёбой у юного Коли отношения складывались отвратительные. Пять лет мальчик учился в Орловской гимназии, а в итоге имел на руках свидетельство об окончании всего двух классов. Биографы Лескова винят в этом систему образования тех времён, которая зубрёжкой и косностью отбивала желание постигать науки. Особенно у таких неординарных, творческих личностей, как Коля Лесков.

Пришлось Николаю идти работать. Отец пристроил отпрыска в уголовную палату служащим, а через год скончался от холеры. В то же время на семью Лесковых обрушилось ещё одно горе – дотла сгорел дом со всем имуществом.

Молодой Николай отправился знакомиться с миром. По собственному прошению юношу перевели в казённую палату в Киев, где жил и профессорствовал в вузе родной дядя. В украинской столице Лесков окунулся в интересную, насыщенную событиями жизнь – увлёкся языками, литературой, философией, сидел за партой в качестве вольнослушателя в университете, крутился в кругах сектантов и старообрядцев.

Обогатила жизненный опыт будущего писателя работа у другого дядя. Муж-англичанин маминой сестры позвал племянника в свою компанию «Шкотт и Вилькенс», должность предполагала длительные и частые командировки по всей России. Это время писатель называл лучшим в своей биографии.

Мысль посвятить жизнь искусству слова посещала Лескова давно. Впервые молодой человек задумался о писательском поприще, колеся по российским просторам с заданиями от компании «Шкотт и Вилькенс» — поездки дарили яркие события и типажи людей, которые так и просились на бумагу.

Первые шаги в литературу Николай Семёнович сделал как публицист. Писал статьи «на злобу дня» в петербургские и киевские газеты, на чиновников и полицейских врачей обрушилась критика в коррупции. Успех публикаций был грандиозным, завели несколько служебных расследований.

Проба пера как автора художественных произведений случилась только в 32 года – Николай Лесков написал повесть «Житие одной бабы» (сегодня мы знаем её как «Амур в лапоточках»), которую получили читатели журнала «Библиотека для чтения».

С первых же работ о писателе заговорили как о мастере, умеющем ярко передать женские образы с трагичной судьбой. А все потому, что вслед за первой повестью вышли гениальные, проникновенные и сложные очерки «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница». Лесков умело вплетал в представленную тёмную строну жизни индивидуальный юмор и сарказм, демонстрируя уникальный стиль, который позже признали разновидностью сказа.

Герои Лескова — люди Русской земли, чудаки, блаженные, необычайно одарённые, щедрые, цельные по натуре, часто беззаботные и всегда готовые прийти на помощь другим, проявить чувство сострадания к обиженным. Лесков не выдумывал их, а находил в самой жизни. Погружаясь в народную жизнь, писатель хотел изобразить её на её же языке. Поэтому герои его произведений выражают свои мысли с теми неправильностями, речевыми искажениями, сугубо народными оборотами речи, которые свойственны простому народу. Лесков подслушивал речь разных слоёв населения России, обращался к фольклору. В произведениях очень много пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, а ещё таких слов, которых нет ни в одном словаре. Так сложился знаменитый лесковский сказ.

В круг литературных интересов Николая Семёновича входила и драматургия. Начиная с 1867 года, писатель начал создавать пьесы для театров. Одна из популярных – «Расточитель».

Лесков громко заявил о себе и как романист. В книгах «Некуда», «Обойдённые», «На ножах» высмеивал революционеров и нигилистов, заявляя о неготовности России к радикальным переменам. Такую оценку творчеству писателя после прочтения романа «На ножах» дал Максим Горький: «…после злого романа «На ножах» литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников».

После выхода романов, критикующих революционных демократов, редакторы журналов устроили Лескову бойкот. Не отказывался от сотрудничества с писателем только Михаил Катков, возглавляющий «Русский вестник», но работать с этим литератором было невозможно – нещадно правил рукописи.

Следующим произведением, вошедшим в сокровищницу родной литературы, стала легенда о мастерах оружейного дела «Левша». В ней неповторимый стиль Лескова заблистал новыми гранями, автор сыпал оригинальными неологизмами, наслаивал друг на друга события, создав сложный каркас. О Николае Семёновиче заговорили как о сильном писателе.

В 70-х годах писатель переживал трудные времена. Министерство народного просвещения поставило Лескова на должность оценщика новых книг – он решал, можно пропускать издания к читателю или нет, и получал за это мизерный оклад. К тому же очередную повесть «Очарованный странник» отвергли все редакторы, включая Каткова.

Это произведение литератор задумывал как альтернативу традиционному жанру романа. Повесть объединила несвязанные сюжеты, причём они не закончены. «Свободную форму» критики разбили в пух и прах, и Николаю Семёновичу пришлось публиковать обрывки своего детища в россыпи изданий.

В дальнейшем автор обратился к созданию идеализированных персонажей. Из-под его пера вышел сборник рассказов «Праведники», включивший зарисовки «Человек на часах», «Фигура» и другие. Писатель представил прямодушных совестливых людей, утверждая, что всех встретил на жизненном пути. Впрочем, критики и коллеги приняли работы с сарказмом. В 80-х годах праведники приобрели религиозные черты – Лесков писал о героях раннего христианства.

На закате жизни Николай Семёнович вновь обратился к изобличению чиновников, военных, представителей церкви, подарив литературе произведения «Зверь», «Тупейный художник», «Пугало». А ещё именно в это время Лесков написал рассказы для детского чтения, которые с радостью брали редакторы журналов. К тому же он был идейным вегетарианцем и одним из первых предложил создать специальную книгу с рецептами для вегетарианцев.

Так сложилось, что Н.С. Лескову суждено было стать одинокой звездой на небосклоне русской литературы второй половины ХIХ века. Нелюбимый, затравленный, неоценённый и непризнанный современниками, он прошёл большой, сложный, временами мучительный жизненный и литературный путь. Но среди гениев литературы, прославившихся позже, нашлись верные поклонники Николая Лескова. Лев Толстой считал самородка из орловской глубинки «самым русским писателем», а Иван Тургенев и Антон Чехов возводили писателя в ранг своих наставников.

А сейчас предлагаем вспомнить самого известного литературного героя Н.С. Лескова.

Спасибо за внимание!

Мероприятие подготовила Смыкова С.И.

Связанные изображения: