Портрет на фоне времени «Дедушка русской басни»

      Комментарии к записи Портрет на фоне времени «Дедушка русской басни» отключены

Звание первого российского баснописца заслуженно получил писатель Иван Андреевич Крылов. Но при этом сам себя он считал в первую очередь поэтом и переводчиком. Ко Дню рождения И. А. Крылова 13 февраля сотрудники БИЦ имени Н.Г. Чернышевского подготовили мероприятие – Портрет на фоне времени «Дедушка русской басни». Вниманию посетителей блога предложены интересные факты биографии и творчества баснописца, громкие чтения басни «Ворона и Лисица» и игровая программа по произведениям Ивана Андреевича.

Родился Ванечка Крылов в лютые морозы, 13 февраля 1769 года в Москве. Отец его, Андрей Прохорович, был беден и неудачлив в карьере. Даже проявив героизм и мужество во время усмирения пугачёвского бунта, Андрей Крылов не получил никаких наград и чинов. Мать, Марья Алексеевна, был очень набожной, тихой и скромной женщиной. После смерти мужа жизнь вдовы и детей (старшему сыну Ивану выполнилось лишь 9 лет) стала ещё бедней.

Ваня Крылов не имел возможности получить хорошее образование. Но от отца он перенял большую любовь к чтению, получив в наследство огромный сундук с книгами. Состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать при уроках французского языка, которые давались их детям. Таким образом, мальчик выучил французский.

Будущий баснописец очень рано приступил к работе и познал тяжесть жизни в нищете. После смерти отца Ивана взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал отец. Копеечное содержание позволяло разве что не умереть с голоду. Через 5 лет семья переехала в Санкт-Петербург. Там Иван Крылов получил новую должность, устроившись приказным служителем в казённую палату.

В 15-летнем возрасте Иван написал небольшую комическую оперу, сочинив для неё куплеты и назвав «Кофейница». Это был его первый, пусть неудачный, но всё же дебют в литературе. Язык написания был очень богат, чему Крылов обязан своей любви толкаться среди простого народа на ярмарках и других простонародных увеселениях. «Благодаря» бедности, Иван Андреевич отлично был знаком с бытом и нравами простых людей, что в будущем ему очень пригодилось.

В 18 лет Крылов ушёл в отставку, чтобы серьёзно заниматься литературной деятельностью. Поначалу она была неудачной. Он написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Здесь были некоторые проблески таланта и свободомыслия начинающего автора, а в плане литературном «Филомела» была очень посредственным произведением. Но останавливаться молодой литератор не собирался.

Первые басни Крылова были напечатаны без подписи. Они появились в журнале «Утренние часы» в 1788 году. Три произведения, называвшиеся «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл», были почти не замечены читателями и не получили одобрения критиков. В них было много сарказма, едкости, но не мастерства.

Доподлинно неизвестно почему, но вскоре Крылов покинул Санкт-Петербург. Возможно, начались некие притеснения со стороны властей, а может литературная неудача толкнула писателя уехать из города, но Крылов почти забросил писательство. И только спустя почти двадцать лет он возвращается к активной литературной деятельности.

В 1809 году начинается настоящий творческий взлёт Ивана Крылова. Первое издание его басен, состоящее из 23 произведений (среди которых всем известное «Слон и Моська»), пользуется огромной популярностью. С этих пор Крылов становится известным баснописцем, чьих новых произведений с нетерпением ждёт публика.

Иван Андреевич возвращается к государственной службе. Сначала он поступает в Монетный департамент, а через 2 года – в Императорскую публичную библиотеку, где работал с 1812-го по 1841-ый годы.                                                                                                                                                           

В этот период изменился Крылов и внутренне. Теперь он благодушен и сдержан. Не любит ссориться, очень спокоен, ироничен и всё больше ленив. И уже почти ничего не пишет.

Тем не менее, из-под пера Ивана Андреевича Крылова вышло больше 200 басен. В одних он обличал русскую действительность, в других – людские пороки, третьи – просто стихотворные анекдоты. Особенно Иван Андреевич любил высмеивать в «закамуфлированном» виде бюрократизм и хамство государственных чиновников, а также поведение лиц из «высшего света». Множество метких крыловских выражений со временем вошли в разговорную речь и обогатили русский язык. Его басни очень народны и общепонятны. Они ориентированы на всех, а не только на высокообразованную интеллигенцию. При жизни автора разошлось почти 80 тысяч экземпляров сборников басен. На то время – небывалое явление. Популярность Ивана Андреевича Крылова можно сравнить с прижизненной популярностью Пушкина и Гоголя. 

Интересные факты из жизни И.А. Крылова

 — Образование Ивана Крылова нельзя назвать последовательным: грамоте он выучился дома, а французскому языку у богатых соседей. До конца дней он писал с ошибками, и остальные науки осваивал уже в зрелом возрасте. Несмотря на пробелы в образовании и трудности с орфографией, он оказался отличным учителем литературы и русского языка. Крылов учил детей князя С. Голицына. Также Иван Крылов был редактором славяно-русского словаря. Помимо французского, писатель знал итальянский язык, а ещё играл на скрипке.

— Тридцать лет своей жизни Крылов отдал Публичной библиотеке. Публичная библиотека была пополнена редкими и наиболее ценными книгами именно благодаря Крылову.

— Путешествуя, Крылов объездил всю Россию, Ивану Андреевичу нравилось изучать нравы и быт разных областей нашей необъятной страны. Характер людей из маленьких провинциальных городов и деревень, куда часто заезжал Крылов, описан во многих его баснях. Этот факт вызывал удивление у друзей баснописца, которые знали о его природной медлительности. Диван был любимым предметом Ивана в доме, на котором он мог отдыхать часами. Крылов не скрывал своей лени. У него дома прямо над диваном висела картина. Окружающие не раз говорили баснописцу, что она находится под опасным углом, в любой момент может свалиться на голову и данное произведение искусства лучше перевесить. Иван Андреевич только смеялся над окружающими и ничего не делал с этим. Именно Крылов стал прототипом Гончаровского Обломова.

— Баснописец очень любил поесть. Он мог съесть неограниченное количество пищи в любое время дня и ночи. Знакомые знали о таких моментах, поэтому с опасением приглашали его к себе в гости, а если и делали это, то предварительно закупались продуктами. Однажды, опоздав в гости к Мусину-Пушкину, Крылов подвергся «штрафному» наказанию – еде. Он скушал большую тарелку макарон с горкой, такую же порцию супа, а затем съел второе и ещё раз подкрепился мучными изделиями. Окружающие были в шоке. У Ивана Андреевича имелась традиция – спать в библиотеке после сытного обеда. Сначала он мог почитать книги, а потом постепенно погружался в сон. Друзья знали это и заранее ставили туда просторное мягкое кресло. Баснописец спокойно воспринимал критику относительно его тучного вида и прожорливости.

— В молодости Иван любил кулачные бои, владел невероятной физической силой, которая помогала ему побеждать. Ещё в детстве, будучи крепким и рослым мальчиком, он дрался один на один с взрослыми мужиками и часто одерживал победу над ними. С возрастом ему это удавалось ещё легче. Петушиные бои были ещё одним увлечением Крылова. А также игра в карты на деньги.

— Иван Андреевич очень любил смотреть на пожары и не пропускал ни одного удобного случая. Крылова приводило в восторг созерцание огня. В Петербурге пожары случались нередко. Как только очаг возгорания устанавливали, на место выезжали пожарные и Иван Андреевич, который не мог пропустить этого зрелища и с интересом наблюдал за происходящим.

— В его биографии известен случай, когда Крылов отправился на прогулку. На улице писателя стали заманивать в свои лавки купцы, предлагая чуть ли не насильно взглянуть на товар. Он решил разыграть их. Заходил в каждую лавку, и удивляться, почему так мало товара, совершенно нечего купить. Наконец торговцы все поняли и отстали от писателя.

— Известно, что Крылов был довольно толстым человеком. Однажды, когда он шёл по набережной Фонтанки, его нагнали три студента. Они не признали баснописца в лицо, и один из них громко сказал: «Смотрите, туча идёт». Крылов меланхолично ответил: «И лягушки уже заквакали».

— Как-то Крылов обедал в Английском клубе. Один приезжий помещик стал описывать стерлядь, которая водится в Волге: «Раз перед самым моим домом мои люди вытащили стерлядь, вы не поверите, но уверяю вас, длина её вот отсюда… до…». Не окончив фразы, помещик протянул руку с одного конца довольно длинного стола, где он сидел, к другому концу, где сидел Крылов. Иван Андреевич встал, отодвинул стул и сказал: «Позвольте, я отодвинусь, чтобы пропустить вашу стерлядь».

— Крылов в быту был довольно неопрятен. Его растрёпанные, нечёсаные волосы, запачканные, мятые рубашки и прочие признаки неряшливости вызывали насмешки у знакомых. Однажды баснописец был приглашён на маскарад.  «Как мне следует одеться, чтобы остаться неузнанным? – спросил он у знакомой дамы. – А вы помойтесь, причешитесь – вот вас никто и не узнает», — ответила та.

— В договоре о найме квартиры Крылова заставили подписать обещание, что в случае пожара по его вине он обязан заплатить владельцу 60 000 рублей. Крылов приписал к указанной сумме ещё два нуля и подписался со словами: «Мне всё равно. Ни той, ни другой суммы у меня нет».

— Иван Андреевич слушал оперу, а его сосед оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один: притопывал в такт музыке, подпевал певцам, одним словом, мешал слушать. «Безобразие!» — сказал довольно громко Крылов. – Это относится ко мне?» — оживился сосед. – Ну как вы могли такое подумать, — ответил ему Крылов. – Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас».

Эти и подобные истории Крылов постоянно рассказывал окружающим. Постепенно они сложились в легенду. Даже смерть Крылова стала легендой. Однажды Константин Батюшков шутя предсказал в стихах, что Крылов умрёт за обедом. Современники впоследствии утверждали, что почти так оно и случилось. Однако в 1967 году был найден документ, опровергающий традиционную версию смерти Крылова. Доктор медицины Ф. Галлер, лечивший поэта, засвидетельствовал, что «господин Иван Андреевич Крылов страдал воспалением лёгких и волей божию помер от паралича в лёгких».

Казалось бы, друзья поэта должны были знать, чем он болел и от чего умер. Но в глазах современников реальная жизнь Крылова так тесно переплелась с «легендарной», что никто уже не мог отличить реальность от вымысла.

Значение Крылова глубоко постиг Гоголь. «Его притчи, — писал он, — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа… Поэт и мудрец слились в нем воедино».

Нашу встречу продолжает Шульгина Светлана.

А сейчас вспомним ещё одну басню И.А. Крылова.

Спасибо за внимание!

Мероприятие подготовила Смыкова С.И.

Связанные изображения: